Bjork
Bjork

Гендерно-нейтральные учреждения Швеции

0 5358 24

Шведские гендерно-нейтральные дошкольные учреждения образования способствуют успешности детей - вывод, сделанный в статье психологического журнала "Experimental Child Psychology".


В пяти муниципальных детских садах Швеции есть игрушки, которые никогда не делятся на традиционные девчачьи и мальчишечьи. Некоторые назвали это «гендерным безумием», но Lotta Rajalin, глава пяти дошкольных учреждений Стокгольма, просит сначала посмотреть результаты небольшого исследования, опубликованного в журнале «Experimental Child Psychology».

В статье говорится, что дети, которые посещали гендерно-нейтральное дошкольное учреждение, с большей вероятностью будут играть с незнакомыми детьми противоположного пола и менее подвержены влиянию гендерных стереотипов, по сравнению с детьми, обучающимися в других дошкольных учреждениях.

Egelia, Stockholm

В этих пяти гендерно-нейтральных дошкольных учреждениях вы не найдете обычных гендерных разделений. Воспитателей обучили избегать использования местоимений «он» и «она» (без указания половой принадлежности) при общении с детьми и вместо этого говорить о людях, детях и друзьях (акцент на личности). «Hen» (примечание: местоимение hen позволяет обратиться к кому-либо без указания на половую принадлежность), по-прежнему редко используемое гендерно-нейтральное местоимение, впервые появившееся в 1960-х годах, заимствованное из финского языка, но только 2 года назад оно попало официальный словарь Швеции, и заменило han (он) и hon (она).


Концепция данного воспитания началась еще в 1998 году, когда в поправке к «Закону об образовании Швеции» предусматривалось, что все школы должны работать против гендерных стереотипов. В 2011 году Раджалин открыла «Egalia» (равенство в переводе с латыни) - школу, которая специализируется на гендерно равном обучении, использующая подход, который не предполагает, что разные полы имеют отличные от друг друга характеристики, желания и потребности.


Lotta Rajalin

Лотта Раджалин объясняет, что в ее школах девочки и мальчики могут заниматься любыми видами деятельности, могут быть такими же грязными или аккуратными, шумными или пассивными, такими как им подходит. Усилия, вероятно, окупаются. Например, тестирование показало, что эти дети с меньшей вероятностью делают выбор в соответствии с культурными нормами, когда показывают изображения мальчиков или девочек, джинсов или платьев. Они делают свой выбор, а не выбор, навязанный общественными стереотипами.

Hen

Однако это не просто язык, который отличается от языка других детей. Книги и игрушки были тщательно отобраны, для того чтобы избежать традиционных представлений о полах и их ролях.


Гендерно-нейтральные куклы

«Вместе с тем результаты показывают, что, хотя гендерно-нейтральная педагогика сама по себе не может уменьшить склонность детей к использованию гендерных факторов для категоризации людей, она уменьшает их склонность к гендерным стереотипам и гендерному делению, что может расширить имеющиеся у них возможности», пояснил Ben Kenward - исследователь в области психологии в Уппсальском университете и Университете Оксфорда Брукса, ведущий автор статьи.

«Мы хотим дать детям весь спектр жизни, а не только половину - вот почему мы это делаем. Мы хотим, чтобы дети узнавали все вещи в жизни, а не просто видели половину», - сказала Раджалин в интервью BBC World Service. «Все дело в демократии", - добавляет она. «Мы хотим предоставить всем детям одинаковые возможности с равными правами».

Когда Раджалин начала данный проект, она снимала на камеру мнения учителей, чтобы узнать, как они относились к мальчикам и девочкам. «Мы обнаружили, что существует большая разница», - говорит Frida Wikströ, координатор школ. «Например, оказалось, что мы тратим гораздо больше времени, чтобы успокоить девочек. Мальчикам же просто говорим: «Иди, все в порядке».

Lotta Rajalin

В многочисленных исследованиях изучалось, что гендерные различия в классе одинаково вредны, как и для мальчиков так и девочек. Нейтральные по признаку пола детские сады пока еще редки, даже в стране, которая считается четвертой по величине общества с гендерным равенством в мире. Исследователи в Уппсале опросили 80 детей в возрасте от 3 до 6 лет: 30 из них были зачислены в гендерно-нейтральную школу и 50 в два других учреждения такого же типа.

Вердикт детских психологов и экспертов по гендерным вопросам делится – с высокой поддержки до сомнений. Хотя некоторые родители выбрали школы специально для своих детей гендерно-нейтральную политику, принятие такого подхода может быть сложным для других личностей.

Воспитание детей, открытых для полной жизни, должно стать ключевым принципом педагогической философии дошкольных учреждений. «Мы ничего не забираем», - говорит Раджалин, - «Мы только добавляем».

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!

Станьте первым!