Bjork
Bjork

Художник, который вдохновлялся мифами Скандинавии

0 6690 19

​Петер Николай Арбо (норв. Peter Nicolai Arbo), родился 18 июня 1831, в городе Скогер. Наиболее его известные работы "Дикая охота" (норв. "Åsgårdsreien​"), 1872 год, написанная по мотивам скандинавского мифа, а так же «Валькирия» (норв. Valkyrien).

Будущий художник вырос в усадьбе Гюльскуген около реки Драмменсэльва (ныне это – район г. Драммена). Его отец, Кристиан Фредерик Арбо, был директором народной школы. Предки Арбо по отцовской линии происходили из Дании, а фамилия предположительно пошла от названия местечка Arоbo.

Автопортрет, 1874 г.


В 1851—1852 гг. Петр Николай учился в Копенгагене, затем в Дюссельдорфской академии художеств у Карла Фердинанда Зона с 1853 по 1855 года. В 1863—1871 гг. жил и работал в Париже, затем вернулся в Норвегию. Год спустя вместе с Гюде и Фредериком Коллеттом он отправился в учебную поездку по родной стране. В 1863 году Арбо создаёт первую версию «Табуна лошадей на горе» – мотив, который он впоследствии неоднократно использовал и перерабатывал.


"Дикая охота", 1872 год.
Зимняя Йольская Ночь, королева среди ночей......Тьма сгущается. Все плотнее Сумерки кутают своим занавесом Мать-Землю. Ночь поедает День, звенящая Тишина лежит в полях и седой Ветер гонит серебро небес по пустынным улицам.21 декабря с Запада громыхнет рог, и над спящими городами понесется в бешеной скачке Дикая Охота, возглавляемая Одином.Истошно лают в ночных небесах свирепые псы одноглазого Одина, мчит, обгоняя снежную бурю, его восьминогий конь Слейпнир, и следует за ним толпа безумных призрачных всадников, что зовется у смертных Дикой Охотой.Не отстает от Одина в бешеной скачке грозная жена его, богиня Фригг, которой ведомы судьбы всех людей и богов.Размахивает молотом Тор, погоняя черных козлов, запряженных в его колесницу.В слепой ярости несутся через хмурое зимнее небо сумрачные охотники, загоняя гончими псами свою диковинную добычу: призрачного ли кабана, белогрудую ли деву, или же древесную фею – Деву Мхов, точно пронизывающий зимний ветер гонит, сорвав с ветвей, остатки омертвелой осенней листвы. Горе тому, кто встретит Дикую Охоту на своем пути, ибо он последует за ней и более никогда не найдет пути обратно в мир живых. А ночи длинны в середине зимы, и только тепло очага защитит жителя земли от свирепых небесных ловчих.

Наиболее известная картина художника "Дикая охота" изображает скандинавский миф. Группа призрачных всадников-охотников со сворой собак. Происхождение легенд о ней несет норвежские мифологические корни. Согласно скандинавской легенде, бог Один со своей свитой носится по земле, собирая души людей. Если кто-либо встретится с ними, то попадет в другую страну, а если заговорит, то погибнет.

Картина «Дикая охота» находится в Национальной галерее, Осло.


Фрагменты картины "Дикая охота", 1872 год.


Ещё в конце 1850-х гг. Арбо начал работать как иллюстратор. В результате сотрудничества с издателем Кристианом Тёнсбергом рождается «Альбом из Аксваллы». Исторической основой для создания альбома послужили крупные военные учения шведско-норвежских войск в 1858 году. В книгу вошли 10 литографий с сопровождающим текстом.

Литографии из "Альбом из Аксваллы".


Другая, довольно известная работа художника - «Валькирия» существующая в двух версиях. Первая картина «Валькирия» была написана в 1864 (либо в 1865) году в Париже. Впервые выставлена в 1866 году в Стокгольме и была куплена шведским королём Карлом XV. Сейчас находится в Национальном музее (Стокгольм). Другая картина создана в 1869 году и находится в Национальной галерее (Осло).

"Валькирия", 1865 г. и "Валькирия", 1869 г.
Валькирия (др.-исл. Valkyrja – выбирающая убитых) – в скандинавской мифологии дочь славного воина или конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и подбирает павших воинов.Валькирий, по различным источникам, насчитывается либо девять, либо тринадцать. Они вооружены копьями и увенчаны шлемами. Их задача – сопровождать погибших героев в Вальхаллу. Иногда им даруется право решать исход битвы, а иногда они лишь выполняют веления Одина. В мифах валькирии предстают дочерьми Одина.Непосредственно с битвой ассоциируются имена валькирий Гунн (битва), Скёгуль(свирепствующая), Рандгрид (разбивающая щиты), Регинлейв (всадница бури) или Хильд (воительница).Иногда они выполняли и другие функции. Одна из валькирий носит имя Мист (туман), и её задача действительно состояла в том, чтобы при необходимости окутывать поле битвы туманом. Валькирию Херфьетур (оковы войны) можно было призывать на помощь, чтобы пленить врага.


"День"



"Ночь"
Богиня ночи Нотт (Nott) – из великого рода йотунов. Эдда описывает ее как «от рождения черную и сумрачную».Её дед был первым вождем всех йотунов, а отец – лучшим архитектором всех Девяти Миров, именно по его чертежам был построен Асгард, Трюмхейм и залы Утгарда.Сама Нотт была замужем трижды, и каждый муж оставил ей по ребенку. От первого брака с йотуном Нагльфари родился сын Ауд. Второй муж, водный великан Аннар, подарил Нотт дочь Йорд, которая станет матерью Тора. Последним мужем был рыжий ас Деллинг (Dellingr, рассвет), от которого у Нотт родился Дагр (Dagr), бог дня.Нотт считается одна из первых йотунов, которая родилась ещё до Великого Потопа. В былые времена она жила с богом ванов Фроди, от которого родила Ньорда, великого бога всех мореходов.Хотя у Нотт было много детей, она была никудышной матерью и редко занималась их воспитанием, оставляя все заботы отцам. Но Нотт отнюдь не глупа, она очень мудра, хотя и не любит делиться своими знаниями, и лишь в редких случаях она может поведать тайны прошлого. Единственная слабость богини ночи, это молодые красивые мужчины.По велению Одина Нотт и ее сын Дагр раз в сутки объезжают по небу всю землю на своих конях.Скинфакси (Skinfaxi, сияющая грива) везет по небу бога дня Дарга, и его грива освещает небо и землю. Днем он силён, а с наступлением ночи слабеет. Зато ночью возрастают силы Хримфакси (Hrimfaxi, покрытая инеем грива) – коня богини ночи Нотт, и к утру пена с его удил превращается в росу.


"Смерть Хервора"


"Битва при Стамфорд-бридж", 1870 г.


"Переход короля Сверрира через горы в Воссе", 1861 г.
Сверрир Сигурдссон (1151 - 1202) – король Норвегии, выдававший себя за сына Сигурда Мунна, короля из династии Хорфагеров.Фигура Сверрира Сигурдссона является наиболее спорной фигурой в генеалогии конунгов из рода Харальда Прекрасноволосого. Мнения историков расходятся – одни принимают версию саг и считают Сверрира действительно сыном Сигурда II Мунна, другие считают его самозванцем, т.к. невозможно установить его подлинное происхождение.


"Гибель Олафа Святого в битве при Стиклестаде", 1859
Олаф II (Олаф Святой, 995 - 1030) – король Норвегии с 1015 года по 1028 год.Ему посвящена «Сага об Олафе Святом». Один из самых почитаемых в Скандинавии общехристианских святых (почитается также на Руси).Олаф был сыном вестфольдского конунга Харальда Гренландца и праправнуком Харальда Прекрасноволосого. К моменту рождения Олафа его отец уже погиб. Вскоре мать Олафа Аста вышла замуж за конунга Рингерике Сигурда Свинью. Учитывая неимоверное количество детей основателя династии Харальда Прекрасноволосого неудивительно, что отец и отчим Олафа были четвероюродными братьями. Неблагозвучное для русского уха прозвище Сигурда говорит всего лишь о том, что он был хорошим хозяином. В этом браке родилось пятеро детей, и младший из них, будущий норвежский король Харальд Суровый, был на 20 лет младше своего сводного брата Олафа.С 14 до 20 лет Олаф воевал в Англии, затем побывал в Нормандии, помог вернуться в Англию английскому королю в изгнании Этельреду и сражался на его стороне против датчан.Нам теперь трудно понять, почему отпрыскам знатных родов не сиделось на месте. В то время молодые скандинавы просто не могли рассчитывать на высокое положение у себя дома, не набравшись опыта в сражениях, не завоевав славы и уважения, приличествующих вождю.В 1015 году Олаф прибыл в Норвегию, где бонды и провинциальные правители провозгласили его королём.



"Хакон Добрый и бонды", 1860 г.
Норвежский король Хакон Добрый (920 - 961) – младший сын Харальда Прекрасноволосого и единокровный брат Эйрика Кровавая Секира.Хакон вырос при дворе короля Уэссекса Этельстана. что было частью мирного договора, заключённого его отцом. Английский король воспитал Хакона в христианском духе (скорее всего, отдал на обучение в аббатство Гластобери, крестил, а когда пришло известие о смерти его отца, снабдил его кораблями и воинами для похода против Эйрика Кровавой Секиры, провозгласившего себя королём.По прибытии в Норвегию, Хакон заручился поддержкой многих знатных людей, а свергнутый Эйрик бежал на Британские острова, где и был убит. Его сыновья заключили с датчанами союз против Норвегии, но потерпели ряд поражений от Хакона, который был успешным полководцем.Неудачными стали попытки введения христианства. Строительство первых в Норвегии церквей вызвало сильное сопротивление у норвежской знати, которому Хакон не смог противостоять. В битве у Фитьяра, в которой была добыта решающая победа над сыновьями Эйрика, Хакон был смертельно ранен. Его ближайшее окружение было настолько далеко от его христианской веры, что его придворный скальд сочинил стихотворение, в котором описал встречу и прощение Хакона богами его предков в Вальхалле.Возможно, на своей картине Петер Арбо изобразил спор Хакона с жрецом древнесеверных богов?



Ингеборг, возлюбленная Фритьофа (норв. Ingeborg, Frithjofs elskede ), 1868 г.
Фритьоф (Frithjof, древнесканд. Fridhthjofr) – норвежский герой исландской саги того же имени (Fridhthjofs saga), в которой описываются подвиги Фритьофа и его любовь к прекрасной дочери короля Согна близ Согнефьорда.
Сага о Фритьофе Смелом
Ингеборг была хороша собой и разумна. Она была лучшее дитя конунга.Сын бонда Фритьоф был из всех мужей самый рослый и сильный и был хорошо подготовлен к доблестным делам уже в юности.Хильдингом звали доброго бонда (землевладельца) в Согне. Он вызвался взять на воспитание дочь конунга. Ее прозвали Ингеборг Прекрасной.Фритьоф был также на воспитании у бонда Хильдинга, и казалось сыновьям конунга, что Ингеборг, сестра их, и Фритьоф имели склонность друг к другу.Тут следует уточнить, что богатые и знатные скандинавы нередко отдавали своих детей на воспитание родным или друзьям, обычно стоявшим ниже по своему социальному положению, чем сами родители.После смерти отца Ингеборг Фритьоф попросил у ее братьев Хельге и Хальфдана ее руки. Последние, однако, выдали сестру за старого конунга Ринга из Южной Норвегии.После того, как по вине Фритьофа сгорела роща Бальдра, где влюбленные когда-то встречались, он вынужден был бежать из страны. Став викингом, он четыре года плавал по морям, а затем отправился к Рингу, чтобы повидать Ингеборг.Ринг конунг был болен, и, когда он скончался, был великий плач по нем в государстве.Фритьоф справил тризну Ринга и вместе с нею и свою свадьбу с Ингеборг, после чего начал править Рингерике в качестве опекуна его сыновей, еще раньше получив от него звание ярла.Хельге и Хальфдан, разгневанные тем, что Фритьоф стал мужем их сестры, пошли на него войной. Фритьоф и Хельге встретились друг с другом в бою, и Фритьоф убил конунга. Тогда Хальфдан согласился подчиниться Фритьофу и стал платить ему дань.Когда же сыновья Ринга подросли, Фритьоф передал им правление их страною, а сам стал конунгом в Согне, после чего покорил еще Хордаланд. Два сына Фритьофа и Ингеборг стали великими мужами.И здесь заканчивают ныне сагу о Фритьофе Смелом.Вопрос о том, имеет ли исландская сага о Фритьофе какую-либо историческую основу или нет, не вполне ясен; скорее всего, ее содержание является чистым вымыслом. Однако место действия обозначено в ней вполне конкретно – область Согн в Норвегии, Оркнейские острова, Рингерике.Забавно, что имя Фритьоф по своему происхождению – сложное. Древнескандинавское (исландск.) Fridhthjfr состоит из двух частей: fridh – мир (покой) и thjofr – вор, и таким образом, значит «Вор мира».


Олаф I Трюггвасон/Другое название: Олаф Трюггвасон провозглашается королём Норвегии
Олаф I Трюггвасон (963 - 1000) – король Норвегии с 995 по 1000 год, потомок короля Харальда Прекрасноволосого. Не лучшие это были времена для Норвегии. Все воевали со всеми, и конунги погибали с ужасающей быстротой. Шло насильственное насаждение христианства, что было постоянной причиной восстаний


Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!

Станьте первым!