admin
Fjord

История норвежского блэк-метала

0 287 6

У Норвегии есть нечто больше, чем нефть и морепродукты. Одна из крупнейших вещей, идущих на экспорт - целый музыкальный жанр, правда он не всем приходится по вкусу.

Что приходит на ум, когда вы думаете о норвежской музыке? "Take on Me" от A-ha из 1980-х? Возможно синти-поп Авроры Акснес?

Для многих все это не имеет значения, ведь единственная достойная внимания музыка Норвегии - это нечто большее. Это целая ниша. Пришло время поговорить о норвежском блэк-метале.

Предупреждение: эта статья затрагивает такие темы, как самоповреждение и самоубийство. Просьба людям с нестабильной психикой и слабой нервной системой прекратить читать дальше.

Обзор хеви-метала

Поклонники тяжёлой музыки смело могут пропустить эту часть статьи! Прежде чем мы углубимся в особенности норвежского блэк-метала, для непосвященных было бы полезно немного погрузиться в концепцию жанра «хэви-метал».

Характерные черты метала — искажённые эффектом дисторшн электрогитары, затяжные гитарные соло, энергичный ритм, яркое звучание барабанов и басов, плотные гитарные партии и громкий воодушевляющий вокал, который часто исполняется криком и рыком (скриминг и гроулинг).

Лирика метала как правило посвящается тёмной стороне жизни. Часто затрагиваются такие темы, как одиночество, изоляция, социальное неравенство и смерть. В свою очередь исполнители используют визуальный стиль, который соответствует музыке.

Каждый из множества различных поджанров метала будет подчеркивать или уменьшать акценты определённого вида. Дэт-метал, как следует из названия, касается смерти, разрушения и загробной жизни. Звучит партиями расстроенных гитар, быстрым ритмом, низким гроулингом. Блэк-метал? Погодите...

Особенности норвежского блэк-метала

Блэк-метал в первую очередь сфокусирован на оккультизме. Такие темы, как сатанизм, некромантия, являются обычным явлением. Часто этот жанр считают антирелигиозным явлением. В отличие от вокала низким гроулингом, у норвежского блэк-метала, как правило, распространено пение на более высоких тонах - скриминге.

С точки зрения записи у норвежцев имеется ключевой момент. Это преднамеренное использование лоу-фай — направление в музыке, для которого характерен инструментал с низким качеством звука, частотной характеристикой. Изначально музыка предназначалась исключительно для людей на сцене и была записана на примитивном оборудовании. Даже когда жанр разросся и начал приносить доход, группы отвергали отточенные методы записи музыки.

Один из основополагающих принципов, который встречается почти во всем, что касается норвежского блэк-метала, является «аутентичность». Возможно, больше, чем любом другом музыкальном жанре, исполнители стремятся оставаться верными корням музыки - фанатам.

Последняя особенность заключается в том, что почти все музыканты жанра блэк-метала, особенно, в первые годы существования групп, использовали псевдонимы. Только в одной банде Mayhem были такие клички: Euronymous (Эйстейн Ошет), Dead (Пер Ингве Олин), Hellhammer (Ян Аксель Бломберг), Count Grishnackh (Варг Викернес), Necrobutcher (Йорн Стубберуд), Maniac (Свен Эрик Кристиансен), Blasphemer (Руне Эриксен) и Ghul (Чарльз Хеджер).

Первые годы норвежского блэк-метала

Как и во всех музыкальных жанрах, всегда возникают споры о рождении данного типа музыки. Многие группы хотят претендовать на звание первооткрывателей, а фанаты будут их поддерживать.

Второй студийный альбом под названием "Black Metal" английской группы Venom, выпущенный в 1982 году оказал значительное влияние на формирование и развитие трэш- и дэт-сцен, возникших в 80-е и ранние 90-е. Хотя сегодня жанр альбома определяют как треш-метал, он всё равно внёс огромный вклад в формирование блэк-метала и так называемой "первой волны".

Когда мы говорим об "True Norwegian Black Metal", большинство приверженцев этого стиля ссылаются на "вторую волну блэк-метала", на так называемый "Чёрный круг", "блэк - металлическая норвежская мафия" или "внутренний круг блэк-метала". Субкультура, сформировавшаяся в Норвегии в конце 80-х — начале 90-х годов на основе жанра блэк-метал. Сообщество, иногда называемое «Чёрным кругом», состояло из молодых людей, многие из которых собирались в музыкальном магазине "Helvete" (в переводе с норвежского— «Ад») в Осло. В "Чёрном круге" активно принимали участие такие группы, как Mayhem, Emperor и Burzum.

"Чёрный круг" фактически начал своё существование с самоубийства вокалиста Mayhem - Пера Ингве Олина (Dead). Дэд был увлечён идеями смерти и на сцене создавал образ мертвеца, он эпатировал публику кровавой разделкой животных на сцене и регулярными самоповреждениями. Но в конце-концов, резать запястья оказалось не так весело, поэтому закончил свою жизнь Пер тем, что выстрелил себе в голову из дробовика 8 апреля 1991 года. Тело коллеги обнаружил Евронимус, но перед тем как звонить в полицию он сделал несколько фотографий, одна из которых позднее была использована в качестве обложки бутлега "Dawn of the Black Hearts".

Со временем распространились слухи, что Евронимус (и/или другие члены группы) употребил в пищу несколько кусочков мозга Дэда, а осколки черепа использовал для ожерелий. Кроме этого утверждалось, что Евронимус раздавал эти ожерелья тем музыкантам, кого он считал достойными.

Чёрный круг

Примерно через месяц после самоубийства друга, Euronymous открыл музыкальный магазин под названием "Helvete" и звукозаписывающую компанию (Deathlike Silence Productions) в Осло. Стены магазина были окрашены чёрной краской и украшены средневековым оружием, плакатами группы. Вскоре это место стало концентратом для растущей сцены блэк-метала, и те, кто собрался в магазине и его подвале, стали тем самым "Чёрным кругом", однако сам факт существования «Чёрного круга» как некоторой организации является крайне спорным. Это была просто группа молодых музыкантов, которые болтались у магазина и верили в идеалы Евронимуса.

В последствии сами музыканты - Варк Викернес и Борд Эйтхун сами подтверждают версию о том, что "Чёрный круг" был придуман Евронимусом, поскольку он хотел, чтобы люди поверили в существование такой вещи, но ничего конкретного за этим не стояло. Просто слух. Идеология Евронимуса была антиобщественной и яростно противостояла религии, особенно христианству. Приверженцы "Чёрного круга" считали, что Норвегия не должна быть христианской страной.

Тёмная сторона норвежской сцены блэк-метала

Претензии к идеологии Евронимуса меркнут на фоне ряда реальных преступлений, совершённых музыкантами и поклонниками норвежской блэк-метал-сцены. Они приняли участие более чем в 50 поджогах христианских церквей в период с 1992 по 1996 годы по всей Норвегии. Возраст некоторых построек насчитывал несколько сотен лет, и они по праву считались важными объектами исторического наследия. Одной из первых и наиболее известной стала церковь в Фантофте, которая, как полагала полиция, была сожжена Варгом Викернесом, но это было сложно доказать. Граф Гришнак (Варг Викернес) из группы "Burzum" был осужден за сожжение трёх церквей и подозревался ещё в некоторых поджогах. Фауст (Борд Эйтхун) из "Emperor" и Йорн Инге Тунсберг из "Immortal" также были осуждены по этим же статьям в 1993 году. Варга задержали пока на неделю. Позже Викернес начнёт утверждать, что поджоги церквей были сделаны в отместку за осквернение храмов и памятников викингов.

Викернес и Евронимус также планировали одновременно с выходом альбома "De Mysteriis Dom Sathanas" от Mayhem взорвать Нидаросский собор. Но всё изменил конфликт между ними, который привёл к жестокому убийству Евронимуса и аресту Варга в 1993 году.

Евронимус и Граф Гришнак

В 1993 году отношения Гришнака и Евронимуса становились все более напряжёнными. Эйстейн Ошет закрыл свой магазин, и в этот момент Граф Гришнак счёл арест за поджоги церквей зря потраченным временем и бессмысленной преданностью Эйстейну. К тому же, Евронимус отбил у Варга девушку. Бывшие соратники стали стремительно превращаться во врагов, и готовились к "активным действиям" друг против друга, но кто нанёс первый удар так и осталось неясным.

В ночь на 11 августа 1993 года Варг и его друг Снорре приехали домой к Евронимусу в пригороде Осло, Варг начал обвинять Эйстейна в невыполнении условий контракта, в ответ на это был послан на три норвежские буквы с обещанием дать по лицу. Варг ожидая чего-то подобного, выхватил специально припасенный для этой цели нож и нанес Евронимусу 23 удара в шею, голову и спину, отчего тот скончался на месте. Уже через десять дней, убийца оказался за решеткой, при аресте у него обнаружили 150 кг динамита, которым хотели взорвать красивейший Нидаросский собор в Тронхейме.

Никто точно не знает, что случилось той ночью. Варг утверждал, что Евронимус планировал оглушить его, а затем снять его убийство на камеру, поэтому Эйстейн якобы заманил его в квартиру под предлогом подписания контракта. Викернес настаивал на своей версии о том, что намеревался подписать контракт и уйти, но Эйстейн запаниковал и напал на него, поэтому совершил убийство, применяя самооборону. Фауст (Борд Эйтхун) считает, что Граф Гришнак имел намерения убить Евронимуса в ту ночь, несмотря ни на что, это было тщательно спланировано Викернесом.

Варг Викернес был приговорен к 21 году за убийство (максимальная мера наказания в Норвегии), а также поджоги церквей, хранение 150 кг взрывчатки. Свидетели утверждали, что когда зачитывали приговор, на лице Варга не дрогнул ни один мускул, его улыбка во время процесса запечатлена на многих снимках и была широко растиражирована СМИ. За стенами здания во время суда над Варгом его преданные фанаты "поддерживали" его мировоззрение: в ту ночь было сожжено две церкви, а через пять недель - еще одна.

Варг вышел на свободу в 2009 году, отбыв наказание 16 лет.

Фауст тоже был арестован и осуждён за убийство гомосексуалиста Андрэассена в парке Лиллехаммера. Суд приговорил его к 14 годам тюремного заключения, однако, отбыв 9 лет и 4 месяца, он был досрочно освобождён в 2003 году.

Норвежский блэк-метал в печати

События, окружающие группу "Mayhem", "Чёрный круг" и рождение норвежского блэк-метала, явились источником темы для книги "Lords of Chaos: The Bloody Rise of the Satanic Metal Underground" (Лорды Хаоса: Кровавый Восход Сатанинского Метал Андеграунда) под авторством американского журналиста Майкла Мойнихэна и норвежского публициста Дидрика Сёдерлинда.

Книга "Лорды хаоса" была провозглашена «самой захватывающей научно-популярной книгой со времен Ветхого Завета» и «исчерпывающим ресурсом, касающимся сатанинской стороны музыки и культуры». Некоторые также критиковали авторов за то, что они не оспаривали некоторые крайне правые идеологии, которые поддерживали некоторые из опрошенных. Сам Граф Гришнак утверждал, что книга не дает никакого понимания реальной истории и не описывает концепцию блэк-метала. Он считает, что вместо этого авторам «удалось заполнить головы поклонников метала ложью».

"Лорды хаоса" на экране

По книге снят фильм (2018 год) и он был удостоен награды и номинаций. Рори Калкин сыграл роль Евронимуса, Эмори Коэн - Варга Викернеса, Джек Килмер - Дэда. Мнения о фильме неоднозначные, впрочем, как и сам фильм, который оставляет противоречивое ощущение.

IndieWire назвал это кино "часто неприятным, но странно убедительным", Hollywood Reporter счёл "провоцирующим страх и отвращение", а Variety "принёс огромное удовольствие".

Что же касается одного из героев фильма - Варга Викернеса, он тоже высказал своё мнение на счёт этого творения, раскритиковав сценарий фильма и актёра, исполнившего роль Варга:

Итак, вы только что посмотрели «Повелителей хаоса», фильм, где меня играет толстый еврейский актер. Кстати, я скандинав... Итак, этот толстый актер-еврей говорит фильме то, что я никогда не говорил в реальной жизни; он делает вещи, которые я никогда не делал. Он совершает вещи по причинам, которых у меня никогда не было; знал людей, о которых я, на самом деле, даже не слышал. Весь фильм высосан из пальца. Как вы, наверное, знаете, весь фильм посвящен очернению, и в нем полностью игнорируются факты... Когда в один прекрасный момент вы понимаете, что этот фильм — просто куча выдуманной лажи, я предлагаю вам немного подумать над этой концепцией и понять, что я не единственный в истории, кто подвергнут диффамации. Диффамация – обычное оружие, которым пользуются те, кто не любят европейцев.

Недавно в сети появилась и реакция участников группы Mayhem:

Тем не менее независимо от того, как вы относитесь к правдивости сюжета, фильм хорошо снят и его стоит посмотреть, если вас, конечно, не вырвет...

Норвежские блэк-метал группы

Что касается самой музыки, о да, наконец-то мы подошли к самой музыке, считается, что первые четыре альбома "Bathory", выпущенные между 1984 и 1988 годами, заложили основу "второй волны блэк-метала". Также внёс изменения новый стиль игры на гитаре, впервые предложенный Евронимусом. В отличие от большинства исполнителей блэк-метала, которые использовали пауэр-аккорды, состоящие из двух или трех нот, Эйстейн использовал все шесть струн, чтобы создать более мелодичную форму диссонирующего звука!

Записи, выпущенные Deathlike Silence Productions групп Mayhem и Burzum (по сути, сольный проект Варга Викернеса), считаются самыми ранними примерами настоящего норвежского блэк-метала.

По иронии судьбы, первый полноценный альбом Mayhem "De Mysteriis Dom Sathanas" - это единственный альбом с участием Евронимуса и Графа Гришнака. Был выпущен после смерти Эйстейна и в том же месяце, когда проходил суд над Викернесом за убийство.

Darkthrone - это ещё одна из великих блэк-метал банд, которая начинала свой пусть с дэт-метала. Они «нашли свой стиль» и стали популярными в среде блэк-металистов в течение последующих 15 лет, прежде чем снова превратились в более примитивную группу.

Для некоторых приверженцев блэк-метала Emperor может быть спорным, но нет сомнений в их огромной роли в истории блэк-метала. В конце концов, они состояли в "Чёрном Круге". Хотя некоторые считают, что использование симфонических элементов, большая техническая поддержка и мелодичности их музыки противоположна стилю блэк-метал.

По поводу того чтобы отнести в этот список и Dimmu Borgir тоже могут возникнуть спорные моменты. Его музыка классифицируется скорее как симфонический блэк-метал с довольно приятным вокалом. Тем не менее, эта банда достигла серьёзного коммерческого успеха и популярности.

Мы могли бы упомянуть много других групп, и их поклонники, без сомнения, назвали бы их самыми лучшими. Immortal, Satryicon, Thorns, Gorgoroth, Ragnarok, Carpathian Forest… Все эти групп войдут в десятку лучших вместе со многими другими.


Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!

Станьте первым!