egorushkin
Егорушкин Олег

Легендарные водовороты Норвегии.

0 2744 16

Здравствуйте. Сегодня я расскажу о двух знаменитых местах в Северной Норвегии, с которыми связаны легенды, страшилки и заблуждения. Это мощные приливные течения Мальстрём и Сальстраумен. Все фотографии сделаны мной в июне и июле, в разные годы.

На фотографии с вершины Тиндстинден виден пролив между островами Москенесёй и Москен, где проходит основная ветвь течения Мальстрём.

Мальстрём. Malstrøm.

Первое, что приходит на ум, это момент из фильма «Двадцать тысяч лье под водой». Тогда тревожный голос из репродуктора предупредил: «Всему экипажу занять свои места! Корабль входит в Мальстрим!» И затем раздались возгласы: «--Что такое Мальстрим? --Самое опасное место в здешних широтах! --Водоворот, из которого ни одному судну не удалось спастись!»

Второе--отрывок из рассказа Эдгара По: «Края водоворота были обозначены широким поясом сверкающих водяных брызг, но ни одна из них не соскальзывала в пасть ужасающей воронки, внутренняя часть которой, насколько можно было охватить глазом, представляла собой гладкую, сияющую и черную, как смола, стену из воды, наклоненную к горизонту под углом 45 градусов, совершающую с головокружительной быстротой, круг за кругом в покачивающемся, судорожном движении и посылающую ветрам наводящий ужас звук — полувизг, полурев, какой даже могучий Ниагарский водопад не в состоянии посылать к небесам в своей агонии..."

Так, что же это такое? Для понимания явления достаточно представить, как Лофотенский архипелаг, гряда острых островов-зубов отделяют водную гладь океана от вод Вест-фьорда. Во время приливов и отливов огромные объёмы воды стремятся обогнуть цепь островов и одновременно с этим, проникнуть в воды залива через несколько проливов, разделяющих острова. Скорость потока в них нередко превышает десяток километров в час, что весьма существенно для парусных и гребных судов. На фотографиях ниже показано течение в проливе Гимсойстраумен. Здесь даже пытались поставить плавучую приливную ГЭС, но что-то намудрили с крепежом и станцию чуть не смыло.

Но здесь геометрия дна и форма проливов создают ламинарные потоки воды. Фактически, это большые и мощные «реки», меняющая своё течение в противоположные стороны. А Мальстрём отличается очень сложным рельефом дна,местами малой глубиной, что создаёт массу хаотичных завихрений на очень большой ширине пролива, включая и водовороты. Не такие страшные, как описывается, но вполне способные закрутить и стукнуть о подводные камни небольшое судно и затянуть под воду спасавшихся вплавь. Правда, температура воды там не способствует купанию и маловероятно, что кто-то доберётся до берега и при спокойном течении. Кстати, зачем туда отправился «Наутилус», тоже загадка.

Впервые это явление упоминается в атласе Герарда Меркатора, изданном в 16 веке. Люди заселили эти места , по разным версиям, от двух до четырёх тысяч лет назад, благо, климат был вполне мягким, а воды богаты рыбой до сих пор. Некоторые историки считают, что этому способствовал вариант заготовления рыбы впрок, просто высушивая её на улице--без соли, без лишних действий, выпотрошить, обезглавить и она сама дойдёт до состояния полена. Мух здесь нет, не жарко, ветер. Так или иначе, Мальстрём не мешал освоению региона и большое количество остатков каменных фундаментов, оставшихся от покинутых, неперспективных деревень, часто попадается на побережье.

На фотографии юго-западная часть острова Москенесёй, видна бухта Рефсвика, где многие столетия располагалась деревня рыбаков, а в огромной пещере неподалёку сохранились наскальные изображения, возрастом до 4000 лет. Дальние острова на горизонте ограничивают Мальстём с юга.

Тем более, у него есть относительно спокойные периоды в течении суток. Коварство этих вод проявлялось при сочетании изменившейся внезапно погоды (а спокойный и устойчивый ветер может резко смениться штилем, а потом внезапно усилиться и поменять направление) , максимальной скорости потока на пике отлива и набегающей океанской волны, которая на мелководье и против течения становилась крутой, высокой и ревущей. Как рассказывают местные жители, в такую погоду рёв и шум водоворотов слышен на несколько миль.

На фотографии вдалеке видны острова Москен и Верёй, при этом, достаточно спокойная вода в период между приливом и отливом. Снято с вершины Мункан в июне.

Непосредственно к самому Мальстрёму подобраться пока не удалось. Официально, туда пройти нельзя, возможно, это часть мер охраны древней пещеры (но люди на лодках и сияках пробираются же), но более вероятным считаю коммерческий ажиотаж, подогреваемый слухами о страшном течении и водоворотах. В Рейне, одной из рыбацких, а ныне туристических деревень, можно взять билеты на скоростной РИБ, возящий туристов в пещеру Рефсвика и позволяющий насладиться силой вихрей и водоворотов, а потом врубить пару 250-сильных подвесников и стрелой вылететь на спокойные водные просторы. Но стоит это удовольствие весьма недёшево. Есть пеший путь, по которому можно пробраться, но я знаю его лишь в теории и соваться туда надо с командой подготовленных единомышленников, готовых пойти «туда, не знаю, куда» и потратить на это минимум, пару суток драгоценного лофотенского времени. Ну, а в одиночку ходить в незнакомые горы, да ещё и в места, где теряется связь, было бы верхом глупости.

Skjerstadfjorden к востоку от пролива Saltstraumen. Июль. Ночь.

Теперь несколько слов о течении Сальстраумен. На восточном берегу Вест-фьорда, неподалёку от норвежского города Будё вгрызается в материк большой и широкий Skjerstadfjorden , достигающий в длину около 40 км. Само собой, такая грандиозная площадь поверхности создаёт огромный поток воды, устремляющийся в три узких бутылочных горлышка. И если проливы Godoystraumen и Sundstraumen не так известны и велики, то Saltstraumen поражает своей мощью и величием.

Посудите сами, в пролив шириной около 150 м и длиной в 3 км за один цикл протекает около 400 миллионов кубометров воды. При этом, поток достигает скорости до 37 км/ч, образуя водовороты глубиной до 4-5 метров. Стоя на мосту, хорошо видно, как в прозрачной морской воде закручиваются и уходят в глубину хвосты воронок.

Пролив судоходен несколько часов в сутки, но в остальное время здесь катают туристов на скоростных катерах, то давая возможность почувствовать мощь стихии, то с рёвом вылетая из бурной теснины. Место весьма раскрученное, неподалёку есть приличный кемпинг, гостиницы, видовые площадки и магазины. На трассе я заметил вывеску «Maelstrom», что меня несколько смутило. Возможно, тонкости норвежского языка как-то позволяют сюда принести это название, но скорее всего, вмешался «могучий бог Бизнес», повелев установить известное всему миру название и завлечь случайных путников к кафе, магазинам и парковочным площадкам. Наверное, это одна из причин путаницы в названиях в интернете, когда картинки одного явления попадаются в описании другого.

Множество чаек ормится в этих быстрых водах, богатых пищей и их крики были прощальными в июльской поездке. Далее мы двинулись вглубь материка и скоро потеряли море из виду.

По своим ощущениям могу сказать, что как самоцель в промежуточных этапах поездки я бы эти места задавать не стал--в окрестностях есть масса интереснейших, красивых и что важно, менее известных (это касается Сальстраумена, Мальстрём известен мало, его с дороги не видно) территорий, на которые можно обратить внимание и получить больше удовольствия. Но если у вас есть возможность увидеть эти места мимоходом (сделав крюк, свернув с е-6 и проехав мимо Будё, либо поднявшись на вершины Тиндстинден, Мункан на Лофотенах), то обратить внимание нужно обязательно.

Удачных путешествий, друзья!

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!

Станьте первым!