На Крайний Север, на Нордкап!
На Нордкап через Финляндию и Швецию
О Север, Север-чародей,
Иль я тобою околдован?
Иль в самом деле я прикован
К гранитной полосе твоей?
Ф. И. Тютчев
Вступление
Мысль доехать до мыса Нордкап, посмотреть норвежский Север и Заполярье, появилась когда-то после просмотра аналогичного отчёта, потом она какое-то время просто вертелась в голове, и, в конечном итоге, в положенный ей срок, была всё-таки реализована. Вашему вниманию предлагается фото-отчёт об этой поездке, который, возможно, окажется для кого-то интересным или даже побудит, подвигнет к путешествию, как это случилось однажды со мной.
Карта поездки:
(а здесь её более подробный вариант).
Итак, день первый, суббота
Переезд до Хельсинки на этот раз был проделан на «Аллегро», потому что автопереходы уже надоели, а в варианте с поездом есть определённый элемент новизны. Да и удобно - таможенный и пограничный контроль на ходу, без потери времени.
Выборгский замок из окна «Аллегро»:
Скорость движения:
Тот самый, что привёз нас:
Здание вокзала:
В Хельсинки чемоданы были сданы в камеру хранения на вокзале (A) – до назначенного времени получения машины у «Europcar» оставалось ещё почти 4 часа – и мы пошли бродить, «катать» стандартную программу осмотра города в пешей доступности от вокзала: Сенатская площадь (B) (как раз попали на какой-то фестиваль народных, что ли, промыслов, но дождь изрядно подпортил им гуляние), Хавис Аманда (C) (какие-то черти устроили пенное шоу – видимо, добавили в фонтан «Fairy», дело известное), рыночная площадь (рыба с картошкой традиционно на высоте), Церковь-в-скале (D), памятник Сибелиусу (E) и прочее такое же…
Сенатская площадь (B):
Хавис Аманда (C):
Естественно-Исторический музей (М):
Церковь-в-скале (D):
Памятник Яну Сибелиусу (E):
Парламент Финляндии (Р):
В Хельсинки тоже есть место гламуру:
На улицах города:
Так или иначе, но в расчётное время машина была получена («Europcar» как всегда порадовал) и для начала было решено заехать в какой-нибудь магазин – закупиться в дорогу. Думать и искать было лень, поэтому пошли по известной, проторённой дороге – «Prisma» на Viikintori.
Дорога до Турку мне помнится какой-то другой – я, правда, не ездил по ней то ли с 2008, то ли с 2009, но мне она помнится иной – более узкой и более интересной, что ли, с чудесным кафе у озера (уверен, многие его знают – там ещё у берёзы листья почему-то в форме кленовых, место называется - Lahnajärvi, Лещиное озеро), а тут автобан какой-то…
Позднее, после публикации первой версии отчёта, ребята мне подсказали, что действительно, новая дорога теперь идёт чуть в стороне, а старая дорога всё так же доступна, однако пользуется гораздо меньшей популярностью.
Дорога Е18:
Начавшийся в Хельсинки дождь лил всю дорогу до Турку, поэтому по городу походить не пришлось (но взяли своё на обратном пути), а поехали сразу на терминал «Silja», где и провели оставшиеся пару часов до посадки на паром.
Никто не мешает бродить по территории и снимать всё, что хочется.
Наконец, монстр-«Europa» пришёл и девочка-сотрудница «Silja» попросила всех разойтись по машинам (молчала до последнего, но как сказала – всё, край расходиться, потому что сейчас начнётся выгрузка-погрузка и шмыгающие между грузовиков посторонние никому не нужны).
Паром показывается из шхер...
... и постепенно приближается...
... всё ближе и ближе...
... пока не причаливает.
В трюм!
Посадка пассажиров без машин:
Вид с прогулочной палубы на терминал:
Турку тает в тумане...
На пароме:
День второй, воскресенье
Традиционно хороший завтрак был скомкан дикой толпой пожилых азиатских туристов - ни к чему не подойти, никуда не сесть, потому что всюду они! Скушав половинку грейпфрутика и выпив пол-чашечки чайку они не уходят, а продолжают занимать места и вертеть головой по сторонам – чрезвычайно любопытные товарищи (один из членов нашей команды заметил, что этих «туристов» уже на том свете с фонарями ищут, а они всё путешествуют)…
Рассвет над Балтикой:
Паром прибыл по расписанию и утренний Стокгольм нас встретил пустотой и тишиной (особенно тихо вели себя спящие на газоне рядом с микроавтобусом с болгарскими номерами цыгане на парковке у «Васы» - мы туда заскочили на момент посмотреть на торчащие из крыши мачты).
Долго задерживаться в Стокгольме мы не могли – после осмотра основных мест Гамластана (см. схему ниже) двинулись дальше на север – впереди лежали 700+ вёрст шведских дорог до Шеллефтео (Skellefteå).
Буквами на схеме обозначены: A – закрытая парковка Slottsbacken (70 SEK в час), хотя на самом деле мы оставляли машину через дорогу, на набережной, на парковке Skeppsbrokajen (40 SEK в час); B – самая узкая улица/переулок (Mårten Trotzigs Gränd); С – площадь Stortorget; D – площадь у королевского дворца, где производится развод караула; звёздочкой обозначено месторасположение скульптурки «Мальчик, смотрящий на Луну».
Обратите внимание на ядра, застрявшие в стене на уровне третьего этажа дома по центру, а также прямо на углу второго этажа дома слева:
Рунный камень на углу Prästgatan и Kåkbrinken:
Спящие улицы:
«Мальчик, смотрящий на Луну»:
Церемония смены караула у королевского дворца - известный туристический аттракцион:
На самом деле, строевой шаг у них так себе. Того, кто привык видеть чеканную поступь кремлёвских парадов и караулов, таким не удивишь. Ребята, конечно, стараются, но нас за такой строевой шаг дрючили бы будь здоров, и это при том, что мы ни разу не королевские гвардейцы, а так, призывники простые были. Ну да Бог с ними. Посмотрели, сфотографировали, и ладно.
Королевский дворец:
Прощаемся со Стокгольмом и едем дальше:
Заскочили и в Jättendal посмотреть рунный камень 11-го века, руны на котором выбивала мастер-женщина:
Долго ли, коротко ли, но под вечер добрались и до Шеллефтео, где были заранее забронированы комнаты в семейном отельчике.
Перед тем, как ехать в гостиницу, остановились купить в «Max» лёгкий ужин – бутеры типа биг-маков и жареную картошку.
На фото: мало того, что номера на машине не местные, так ещё и поставили её не как все…
Гостиница:
Одноместный номер:
Тут ещё надо вот про что рассказать, коль скоро упомянули про машину – в какой-то момент она стала издавать неприятно-вибрационный шумок при определённых оборотах двигателя. Заводится, тянет нормально, всё, но что-то не совсем то… Было решено показать её в ближайшем офисе «Europcar» на предмет возможной замены или получения «добра» на дальнейший путь. Таковой офис оказался в аэропорту Шеллефтео, куда после ужина, в десятом часу вечера, отправился я и ещё один член нашей команды (третий товарищ остался в гостинице пользоваться быстрым и бесплатным wi-fi).
На сайте было указано, что офис в аэропорту открыт аж до 11 вечера даже в воскресенье, поэтому мы не беспокоились, приехав туда около десяти. Вместо приветливого (или уж хоть какого!) сотрудника «Europcar» нас встретила вот такая табличка:
а случившаяся рядом бабуля из представительства «Avis» нам быстренько растолковала её содержание – никого, мол, нет, если что – звоните. Это мы и сами поняли, говорим, а что, сегодня из «Europcar» уже никого не будет? Пожатие плечами в ответ. Ну ладно, выбора нет, заедем завтра в Рованиеми (и, будучи воспитанными в советской системе, на всякий случай сделали фото таблички – мол, спросят завтра, какого рожна мы раньше не обратились с проблемой, а мы её (табличку) и покажем – хотели, да не было никого, мы тут не деепричастны)…
С неясным чувством вернулись в гостиницу и легли спать, потому что намаялись за этот день изрядно...
День третий, понедельник
Утром на завтраке народу было мало, да и нам нечего было затягивать – наскоро поели и поехали.
Где-то по пути над дорогой несколько раз пронеслись F-16, но сфотографировать не удалось – быстро летают, собаки, да и лес мешает, неудобно.
Дождь не прекращался почти до финской границы, до Торнио, родины пива «Lapin Kulta» («Лапландское золото»).
По мере продвижения на север и отдаления от моря погода менялась к лучшему и становилось теплее, поэтому, когда добрались до Рованиеми (Rovaniemi), было почти солнечно.
Да, надо же закончить историю с машиной.
Офис «Europcar» оказался на вокзале. Точнее, не офис, а зелёный – в масть корпоративного цвета - телефон на стене. Подняв трубку, я немедленно услышал голос оператора, который на хорошем английском подтвердил мне, что, натурально, никакого офиса на вокзале нет, а есть только телефон на стене, а что случилось? Вкратце объяснил, и товарищ на том конце телефонного провода обещал подъехать, посмотреть. И действительно, всего минут через пятнадцать он приехал, посмотрели вместе под капотом, и он попросил дать ему прокатиться, послушать шумы – пожалуйста, нет проблем. Катался он минут десять и потом объявил – ехать можно, всё в порядке, просто чуть разболтались и ослабли крепления каких-то пластиковых кожухов, он сообщит в «порт приписки» этой машины (в Хельсинки), чтобы они её проверили после того, как мы откатаемся и сдадим. Ну, как говорится, киитос и до свидания…
Обрадовавшись, что всё так благополучно разрешилось с машиной, заехали в «S-Market» прикупить продуктов на вечер – ночёвка предстояла в кемпинге, и как там с едой – неизвестно.
Тут выявилась такая особенность – если в районе Хельсинки и вообще на юге Финляндии практически все российские машины, которых там очень много, питерские (78, 98, 178), ну, максимум, карельские (10), то в районе Рованиеми и вообще далее на север – мурманские (51). На парковке у «S-Market»’а всё заставлено мурманскими «круизёрами», а в самом магазине русский язык слышен гуще, чем финский.
Вскоре доехали и до Полярного круга. На парковке у магазина шуганули гудком девицу на «Рено» с опять-таки мурманскими номерами – больно уж медленно отъезжала со стоянки, а мы – торопливые и нетерпеливые финны (так подумала она, глядя на наши номера) – не могли так долго ждать…
059
Закупили кое-какую сувенирку, пообедали (жареное филе-лосось, гамбургеры с олениной), получили именные сертификаты о пересечении Полярного круга и поехали дальше, с опаской поглядывая на придорожные кусты – начиная с Рованиеми встречаются северные олени, имеющие глупую привычку неожиданно выскакивать на дорогу.
Касательно сертификатов - про них надо спрашивать у продавщицы сувенирного магазина. Мы сначала потыркались туда-сюда - никаких сертификатов и близко нет, тогда мы к ней, они их достала откуда-то и заполнила для нас. Не помню сейчас, сколько это стоит, но не дорого.
Попался вот такой отрезок – очень широкий и идеально прямой. Не иначе, может использоваться как ВПП…
Где-то по пути встретился вот такой вот памятник. Мы его уж было пролетели, но сидящий на заднем сиденье член экипажа криком указал нам на нашу ошибку – развернулись, вернулись и остановились посмотреть.
Видно, что место посещается – много накидано российских монет, георгиевские ленточки на заборе, утоптанная тропинка. Молодцы мурманчане!
Понравилось и это место на озере (даже на обратном пути тут останавливались) – вкусные блинчики с мороженым и морошковым вареньем за копейки (ну, по финским ценам), клёвая сувенирка (тёплые лопарские тапочки с шариками купили и домой). Оленьи шкуры, которые в Хельсинки стоят по 100 евро, в Лапландии стоят 60 – точно такого же размера и качества, и печать на месте – всё как положено…
Въезд оформлен в морошковой теме:
Местный Нептун сторожит подход со стороны озера:
Ближе к вечеру, всё дальше и дальше на север, стал чувствоваться Север – трава ещё никакая, кое-где и снег, хотя было не холодно. Ощущение – ранняя осень в Питере, с пожухлой травой и начинающимся унынием в природе.
Наконец, добрались и до кемпинга на озере Инари (Inari), где нам предстояло провести две ночи. Хорошее место – уютные тёплые домики, сауна, чудо-озеро… Единственная проблема – безобразный Интернет, дерут по 3 евро в сутки, а wi-fi ловит только у рецепшена, причём лучше всего – под окном, поэтому вечером домик-рецепшен облеплен со всех сторон Интернет-мучениками, которые со своими стульями приходят и сидят под окнами часами напролёт…
Рецепшн:
Наш домик:
Мал, да уютен:
На самолёте можно покататься – 15 или 20 минут над окрестностями для 3 пассажиров – что-то в районе 150 евро…
На территории кемпинга есть также информационная таблица и кусок левого двигателя от "Юнкерса", который аварийно сел на берег озера 19 октября 1944 г.
Сам городок (называется он так же, как и озеро – Инари) маленький, тихий, хотя и в нём есть чем заняться – и рыбалка (есть многодневная, с ночёвкой на острове) на озере, и саамский/лопарский музей, и где-то хранятся куски ракеты, которая в начале 80-х прилетела из СССР и гикнулась на лёд озера…
На территории кемпинга:
Ветеран автопутешествий – на дороге с 1978!
Но мы этого не могли себе позволить по времени, поэтому просто поужинали – и спать.
Утром предстоял бросок на Нордкап.
День четвёртый, вторник
Завтрак неплохой, традиционный, но рассиживаться снова было некогда - мы уже слышали зов Нордкапа...
Первая встреча с северным оленем состоялась ещё не доезжая норвежской границы, до которой от Инари порядка 50-70 километров.
Саму границу пришлось пересекать трижды – дважды утром и ещё разок вечером. Утром так получилось потому, что забыли заправиться, поэтому сразу после моста через пограничную реку развернулись и снова заскочили в Финляндию на заправку, а потом через несколько минут снова её пересекли – сонный финский пограничник, зевающий в стеклянном «стакане», лениво посмотрел нам вслед…
Собственно пограничная река (вид с норвежской стороны):
Возвращаемся в Финляндию…
… и снова в Норьге:
Пустынная дорога… За полчаса три встречных машины, из них две – мурманские...
Первые впечатления от Норвегии странные. Дороги хуже финских, какая-то расстрелянная табличка на одной стоянке и обглоданные оленьи ноги на другой… Что здесь происходит?!
На горизонте вдруг появились горы, освещённые солнцем - дыхание океана разогнало тучи, и по мере приближения к нему погода становилась всё более и более солнечной.
После городка Lakselv (Лососёвая река) дорога идёт по берегу Порсангер-фьорда (Баренцево море).
Виды шикарные, горы со снежными вершинами, вода прозрачная, поверхность как зеркало – очень повезло с погодой…
Короткая остановка на берегу фьорда…
… и дальше на Нордкап:
Заскочили в этот подгорно-придорожный магазинчик (синее пятно в центре фото) – товары из серебра местной выделки. Выбор неплохой, в принципе, есть вполне симпатичные вещи, но ценник довольно лютый. Когда вышли из магазина на стоянку, то оказалось, что она чуть не полностью занята московской мото-группой, и крайний к нам мотоциклист, видя у меня в руках рюкзак и слыша наш разговор на русском, спросил: «Всё скупили или нам чего оставили?» - «Оставили, оставили, не волнуйтесь!».
Там же на стоянке кран с водой из водопада, бегущего с горы. Ледяная!
Магазин – синие домики правей водопада:
К сожалению, фото самого магазина нет – я понадеялся на команду, а команда на меня…
Дорога так и бежала по берегу фьорда-зеркала…
… мимо многочисленных оленей…
… и редких поселений…
… пока не добежала до туннеля на остров Магерёйя (Magerøya), где, собственно, и расположен мыс Нордкап. Туннель длиной 6870 метров достигает глубины 212 метров ниже уровня моря – удовольствия от проезда по нему я вообще не получил…
На той стороне тогда стояла будка взимания платы за проезд (145 NOK за легковую машину + 47 NOK с каждого пассажира, причём платить приходилось и на въезде, и на выезде), но теперь её нет - средства, потраченные на строительство туннеля, были полностью отбиты и проезд стал бесплатным. Затем попадаешь в город Хоннингсвог (Honningsvåg).
Въезд в город:
У туристического офиса:
Шкура белого медведя – в свободной продаже за 15.700 евро:
А в этом магазинчике шикарные вязаные шерстяные вещи в традиционном стиле – брал детские рукавички:
Маленький, довольно уютный, но много туристов (приходят паромы с организованными группами + автобусы). В затишке на солнце было ещё ничего, но там, куда доставал ветер с моря, было довольно прохладно даже в тёплой кофте и куртке.
Местные девушки были одеты так – блузка на голое тело, юбка (у некоторых – на голые ноги). Куртка в руке. А чуть позже, уже по пути на Нордкап, встретили бегуна – шорты и майка, какие-то кеды. Закалённые, не боящиеся холода потомки викингов!
Около города трётся много газовозов:
Пообедать решили на Нордкапе, поэтому просто сделали небольшой продуктовый шопинг и поехали дальше на север.
Пейзаж полулунный. Дорога хорошая, не слишком, конечно, простая, но в Тарне мы и покруче видали, так что ничего…
Проезд собственно к Нордкапу платный, полная цена 235 NOK с человека, но в неё входит всё – и паркинг, и все фильмы-гроты-экспозиции, и действителен он 48 часов с неограниченным количеством заходов – удобно, если погода подводит, то есть второй шанс вернуться завтра, но нам посчитали два полных и один полный, но студенческий (150 NOK), хотя мы и не смогли подтвердить, что этот наш товарищ действительно студент – поверили на слово, и, более того, парнишка в будке-кассе сам спросил – а не студент ли тот ваш третий? Этот же парнишка сообщил, что нам безумно повезло: в воскресенье шёл снег, вчера был туман с видимостью не более 6 метров, а сегодня такая благодать!
Заехали, запарковались. Поразило обилие машин-домов с французскими номерами – все регионы Франции и даже один из 76 департамента – ах, Seine-Maritime, ах, Haute-Normandie, mon amour!
Посмотрели немного экспозиции (на фильм не пошли), сфотографировали памятник-глобус, полазили по магазинам, пообедали (густая рыбная похлёбка и рагу из оленины и лосятины)… Стали собираться обратно - предстояла та же дорога до Инари…
Облака проходят ниже:
Кораблик с этого фото:
виден также и здесь – в виде белой точки чуть правее облака:
С моря ветерок такой задувал, что по улице особо не походишь - холодно… А многие встреченные олени предпочитали лежать не на хоть как-то прогретой вытаявшей траве, а на остатках снежных сугробов – на траве им уже жарковато…
Дорога обратно сначала шла через облака,
но потом спустилась ниже:
"Чумы" "оленеводов" (на самом деле просто саами - дополнительный туристический аттракцион):
Видели очень много подобных пирамидок из камней… Сейды не сейды, но что-то типа них…
Тут же потрогал воду – ледяная настолько, что аж сводит… Хотя цветом похожа на море в районе Сен-Тропе:
Дальнейший путь к Инари ничем особым не запомнился, разве что проливным дождём, хлынувшим у самой финской границы…
День пятый, среда
Побывав на крайней северной точке, наш путь теперь мог лежать только на юг. В плане на день были обозначены золотомойный музей и аметистовая шахта.
Музей, собственно, никакой не музей, а стилизованная под времена «золотой лихорадки» деревушка и остатки имевшей место быть золотодобывающей промышленности (вход что-то около восьми евро, а ещё, кажется, за семь дадут попромывать самому – резиновые сапоги, лоток-тарелка и вода с золотой пылью прилагаются; всё, что намоешь – можно взять себе).
Уютное кафе (включая «бар» для кошек и собак) в стиле пионеров Дикого Запада, много тематических сувениров, узкоколейка в лесу, деревня-призрак (Аурария – типичная, по словам создателей, деревня золотодобытчиков) – мне лично всё понравилось. Жаль только, что далековато от русской границы, не наездишься…
Узкоколейка:
Золотомойный участок:
Особенно шикарен лоток со всякой дребеденью – и камушки, и метеориты, и какие-то магнетиты, тут же зубы доисторических акул, трилобиты и копролиты (окаменевшие какашки динозавров), уже намытый золотой песок в мини-капсулах и в таких же капсулах что-то со знаком радиации (в подарок тёще, не иначе) – уйма всего! Принцип простой – выбираешь, что тебе нравится, и кидаешь в ящик деньги. Всё. Но, как уже упоминалось ранее, мы воспитаны в советской системе, поэтому подумали – если мы возьмём товар и кинем деньги, то как докажем на выходе, что действительно кидали? Камера там, конечно, висит, и даже, наверное, включена и что-то пишет, но... Не, ребята, ну его… Но на наше счастье как раз пришёл хозяин лотка, дружелюбный немец, который с шуточками-прибауточками отпустил нам всё, что мы хотели. Даже от себя кое-чего добавил, бесплатно. Кроме того, записал на бумажке как правильно называется акула, чей зуб с проволочной петелькой для подвешивания мы купили, сколько миллионов лет назад она жила, а также номер/код метеорита, чей осколок мы тоже приобрели, чтобы позднее мы могли посмотреть в некоем метеоритном бюллетене подробности (состав и прочее). Затруднившись разменять 100-евровую купюру, предложил оплатить недостающую часть любыми деньгами – выгреб и евро-медяшки (у меня их, кстати, в Хельсинки отказались брать), и шведские кроны, и норвежские – где монетка ни родится, ему всё в дело годится!
Аметистовая шахта всё-таки не совсем на дороге, к ней надо через лес около двух с половиной километров пешком идти, а погода была не очень, небо всё время грозило дождём – не пошли, ну её, эту шахту. Там, кстати, применён аналогичный принцип – что найдёшь, то твоё, ну да ладно. Нам вполне хватило и сувенирной лавки с красоткой-финкой-продавщицей – там всё и купили, и никуда пешком переться не надо… В соседней лавке её хозяин при покупке на какую-то сумму дарит пакетик «оленьих какашек» - конфет потрясающего вкуса (лакрица и ещё что-то типа изюма) и соответствующего внешнего вида.
В сэкономленное время заехали на оленью ферму – за пять евро дают ведро корма и можешь кормить оленей с ладоней. Как только подходишь к загону, они уже и сами бегут – реагируют на ведро, куда там собакам Павлова! Даёшь горсть корма на открытой ладони, а олень аккуратно губами снимает – щекотно! Здесь мы имели многократную возможность убедиться в справедливости названия конфет, упоминавшихся выше…
Снова пересекаем Полярный круг и едем в Куусамо (Kuusamo) на ночёвку.
Очередной тихий маленький городок, более оживлённый зимой, чем летом (из-за близости горнолыжного курорта Рука).
Хорошая гостиница с дедушкой-финном, который по-английски вообще не говорит, но кое-как мы с ним всё же столковались (он написал на бумажке сумму за два номера, я спросил «Huomenna?» («Завтра?»), а он ответил «Nyt!» («Сейчас!») – на том и поладили).
Гостиница дружелюбна к курильщикам (для меня это очень ценно) – сделан удобный балкон со столиком и стульчиками, а замок балконной двери блокируется, чтобы кто-нибудь случайно там не захлопнулся…
Ну всё, на горшок и баиньки - на следующий день нам тоже предстоял довольно длинный перегон.
День шестой, четверг
В плане – водопад Хепокёнгяс (Hepoköngäs) и переезд до Ювяскюля (Jyväskylä).
Недалеко от Куусамо наткнулись на концептуальную инсталляцию, оставляющую неоднозначные впечатления…
Всё ещё много оленей – шмыгают по дорогам. Если сначала это было забавно, то к этому времени уже малость… поднадоело, так скажем, а они, как назло, всё лезли и лезли на асфальт.
Нам показалось, что в Финляндии много памятников-паровозов. Либо это действительно так, либо нам просто везло на них…
Дорогами Финляндии:
К водопаду через лес ведёт симпатичная песчаная дорожка – заблудиться невозможно, много указателей, да и сходить с дорожки в лес неохота (сунулись было, а устилающий землю мох сработал как губка – и просел, и выжал из себя воду прямо в кроссовки).
Спланировано так, что заходишь сверху водопада и видишь сначала его макушку, а затем постепенно спускаешься по деревянным мосткам (всё везде без ступенек – доступно для колясочников) на площадку по другую сторону от места его падения в озерцо – и видно лучше, и брызги не долетают…
Дальнейшая дорога до самой (самого?) Ювяскюля была просто техническим перегоном, без особых интересностей.
Ювяскюля:
Надо сказать пару слов об отеле.
Отель «Omena» («Яблоко») мне рекомендовали ребята, которые останавливались в таком в Хельсинки. Отель-автомат без персонала – при бронировании сообщают код для входной двери и для двери номера (как правило, код один и тот же), далее заезд и размещение гости осуществляют самостоятельно. В случае чего – есть возможность вызвать кого-то из персонала или полицию, да ещё и камеры везде натыканы (вряд ли, конечно, кто-то круглосуточно мониторит всё это дело, но, может, запись ведётся).
Единственное требование – заполнить анкеты и оставить их перед выездом на видном месте – приходящая горничная (бельё же кто-то меняет!) их заберёт.
Разумеется, нет завтрака (и некому его готовить, и негде его сервировать), но при бронировании есть возможность завтрак всё же получить. В нашем случае мы получили купоны на завтрак в привокзальном кафе, недалеко от гостиницы, куда утром и сходили (бутер, кофе, сок).
И ещё одна проблема – нет парковки. Машину пришлось ставить в ближайшем многоэтажном паркинге за бешеные 17 евро за ночь. Но, учитывая низкую (для Финляндии) стоимость размещения в «Яблоке», с кое-какими неудобствами можно и смириться, особенно учитывая его расположение (почти в центре).
День седьмой, пятница
Малособытийный день. В основном – технические перегоны от точки до точки, но кое-что относительно интересное мы всё же смогли увидеть.
Главное внимание было уделено Саммаллахденмяки (Sammallahdenmäki) – комплексу захоронений бронзового века, включенному в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Традиционно для Финляндии подъезды к подобным объектам хорошо обозначены – легко нашли поворот и подъехали к одному из двух входов в комплекс (кажется, северному).
В принципе, весь комплекс представляет собой несколько куч камней (побольше и поменьше) с проложенными между ними тропинками (с камней содран мох – вот и готова тропинка!), и смотреть там особо нечего – так только, «поставить галочку в сознании» и «расписаться в книге духовности» - и мы, мол, не чужды мирового наследия и памятников культуры...
Сделав несколько снимков и обсудив изменения ландшафта (в те времена захоронения производились на берегу моря, а современный его берег отстоит на 15 километров дальше), поехали в Турку, чтобы побродить по городу (чего нам не удалось на пути «туда») и купить цветы, которые нам понадобятся завтра (об этом позже).
Отель Radisson Blu Marina порадовал наличием номеров для курящих. Быстренько сбросив вещи и освежившись, двинулись в город.
Некая ромашка...
... недалеко от "Финского лебедя":
Китёнок:
Замок Турку:
Выполнив обязательную программу (купив цветы) пошатались по набережной, поужинали и стали готовиться ко сну.
Интересный факт – окна моего номера выходили на улицу, прямо на некий караоке-бар, где уже в относительно ранний вечер начинала кучковаться местная молодёжь.
Ну, думаю, всё, не поспишь – выть будут до утра, яти их…
Но что-то около 10 вечера бар… закрылся(!) и наступила тишина… Ай да финны – попели, покуражились маленько – и по домам! Молодцы!
День восьмой, суббота
Самый лучший завтрак из всех – разнообразно, вкусно, неограниченно!
Правда, особо рассиживаться было, как всегда, некогда - помимо перегона до Хельсинки (время строго расписано – машину надо сдать в срок, чтобы за опоздание не начислили ещё сутки аренды), нас ждало ещё одно дело, для которого и были нужны купленные накануне цветы.
Итак, чтобы не создавать на пустом месте флёра псевдозагадочности и дешёвой таинственности, скажу, что первой остановкой было советское военное кладбище на полуострове Ханко – посмотреть, поклониться, возложить цветы. Стараюсь по мере возможности всегда посещать подобные места – в прошлом году заезжали на кладбище под Бове (Beauvais), где похоронены несколько тысяч наших солдат, в основном – военнопленных.
Искать его долго не пришлось (если кому интересно, то вбивали в навигатор этот адрес: Täktomintie 162, 10900 Hanko, Finland, а там уже видно), хотя и особых указателей/знаков тоже нет – непопулярная страница истории, ничего не попишешь...
На первом фото виден ящик - там лежит книга отзывов и ручка. Записей очень много, есть даже на нерусских языках. Мы тоже оставили благодарность Финляндии за то, что памятник не заброшен и не зарос...
Время мы всё же рассчитали плохо, и обратно пришлось гнать и ощутимо нарушать (в этот момент туповатый законопослушный финский трафик бесил до невозможности), и всё равно опоздали, но дружелюбные ребята из Europcar нас простили и ничего начислять не стали. Кстати, я их спросил, получили ли они весточку из Рованиеми насчёт проверки машины, и они сказали, что получили и в понедельник этим займутся.
Разгорячённые гонкой мы уже никуда не пошли, а просто посидели на вокзале до момента посадки в поезд.
Было очень много румынских цыган, шныряющих по вокзалу и клянчащих пустые бутылки для сдачи.
Понравилось, что Tax Free можно оформить прямо в поезде (даже норвежский приняли, но деньги выдали в евро по курсу).
Да, отчёт по последним двум дням вышел малоинформативным и скомканным, но таковы, в общем-то, были и сами дни – вся основная событийная часть осталась позади, оставалось лишь вернуться домой, развлекая себе по мере сил попутными интересностями.
Общий пробег поездки:
Спасибо всем, кто дочитал!
Станьте первым!