egorushkin
Егорушкин Олег

Норвежские паромные переправы.

0 2220 13

Норвегия-страна, где паром зачастую бывает незаменимым транспортным средством. Я уже не говорю о том, что единой, неразрывной автотрассы с юга Норвегии и на север не существует и приходится пересекать водное пространство вплавь. Не говорю о сотнях паромных переправ на острова и через заливы. Во многих случаях паром позволит срезать приличный кусок автодороги, сэкономив время, силы ( а представьте полярную ночь, метель гололёд и часов шесть езды, либо пару часов поспать на лавке на пароме, заплатив за него столько же, сколько за бензин или чуть дороже) и нервы. Это мы, едущие в те места за экзотикой, радуемся разным видам и изгибам дороги. А каково местным жителям, которым нужно ездить по делам в любую погоду?

Как правило, в предыдущих поездках паромную переправу я исключал из экономии--автобус с девятью людьми будет стоить на пароме прилично,а по пути автомобильного следования есть много мест, которые можно показать своим спутникам. Но в июльской поездке мы решили попробовать новый, экзотичный для нас способ передвижения, тем более, что он удачно сокращал маршрут, срезая уже виденные нами участки, а машинка с четырьмя пассажирами стоила примерно столько же, сколько у нас ушло бы на бензин вкруговую. Да и, организовывая поездки в Норвегию, надо узнавать как можно больше, расширять кругозор и опыт.

Паромная переправа была выбрана по маршруту Лодинген-Богнес. Это позволяло нам ещё раз проехать обратно по самым красочным местам Лофотен и перепрыгнуть сразу на неизведанные земли, ибо, часть пути от Нарвика до Богнеса нам была уже знакома, заодно миновав маленький «тяни-толкай», к которому мы могли подобраться ночью и зависнуть в ожидании.

Подъехали к очереди из машин, встали последними в разметочном ряду. Вылезти в соседний ряд, как у нас любят наглые водители, нельзя. Всё культурно, все в очереди, если что, паромный распорядитель-кассир покажет, куда встать. Сразу должен заметить, что на оживлённых трассах есть смысл заранее бронировать себе время, хотя, норвежские дороги и график движения--вещи сложносовместимые.

Бронь можно сделать на сайте паромной компании «Torghatten Nord AS». Сайт, правда, несколько мутный, но разобраться можно.

Кассир взял деньги, выписал чек, предупредил о необходимости закрывать баллоны с газом и сказал, что ждать около получаса. Отлично! Прогулялись по окрестностям, выяснили, что у каждого причала есть вполне приличный туалет. Сейчас кто-то посмеётся, но отвечу, что паромный причал может быть в какой-нибудь дыре, где нет ни заправок, ни магазинов. А вам ждать парома полтора часа. Кустики? Ага! Их может не быть вообще, лишь камни и скалы. И бежать туда в марте по сугробам? В дождище, будучи в нормальной одежде и обуви, а не в плаще и сапогах? Или, как рекомендует инструкция для туристов на Лофотенах, в море? Ну да, заодно помыться и одежду постирать--камни-то скользкие, а ледяная водица бодрости прибавит изрядно. Кто с Норвегией знаком, тот понимает, что организатору путешествий нужно знать эти мелочи чтобы команда чувствовала себя комфортно. Да, на пароме тоже есть,если что, но береговой был чище.

Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.

Подходит наша посудина. Выглядит солидно, вместимость немалая. Но судя по тому, что машин в нескольких рядах очереди изрядно, маленький «тяни-толкай» здесь недостаточен. Швартовные и погрузочные операции проходят быстро, регулировщики оперативно разруливают машины и погрузка занимает минут десять всего. Грузовые палубы две. Нам всем хватило одной.

Первое важное замечание--забудьте о сигнализации. Ценности с собой, остально никому не нужно. Здесь не воруют. Не потому, что норвеги такие честные, люди одинаковы везде. Просто, зачем??? Кому нужны ваши спальники, палатки, рюкзаки? Их не продашь, засветиться на камерах легко, номер машин зафиксирован въездной камерой, стоит это всё не так и много, чтобы рисковать. Зачем? А невыключенная сигнализация при качке может в ноль посадить ваш аккумулятор и придётся выкатывать машину на берег в ручную. Смеётесь? А про такие случаи я почитал немало при подготовке к путешествиям.

Второе важное замечание--если хотите тусить на палубе, а погода не известная, берите с собой одежду. Если захотите поесть. попить, берите это тоже с собой. Потом вниз будет не войти. Кафетерий на пароме есть, но цены норвежские, к примеру, бутербродик с красной рыбой и кофе выйдут примерно в 10-13 евро.

На пароме есть несколько зон со столиками у разных окон и на двух уровнях, детская игровая зона и палубное пространство на корме.

Есть ещё «вип-зона», как я понял, для тех, кто не хочет спать на лавке или слушать крики резвящихся детей, а желает посидеть с чашкой кофе у большого окна на верхней палубе. На стоимость это не влияет, заходит любой желающий, кресла удобнее и никто не спит в позе эмбриона. Но мне интереснее было побродить по открытым пространствам и поглазеть по сторонам. С собой был и репортажник, и телевик, а упускать виды гор никак не хотелось.

Расположение кресел порадовало--просторно, ориентирование на разные виды или возможность сесть спиной к ветру.

И пошли картины, сменяющие одна другую: суда, горы, облака.

Несмотря на современную навигацию, хорошая морская практика требует наличия береговых и водных знаков и огней, условия тут не простые, а электронике доверять нельзя никогда полностью. Поэтому, знаки и маяки будут попадаться часто. Они здесь не большие нет нужды возводить многоэтажную башню, видимую за десяток миль--здесь есть рельев, и расстояния короткие.

Паромная линия оживлённая, плюс, рядом проходит ещё одна, сшивающая транснорвежскую трасса е-6 в единое целое, и корабликов попадается много самых разных типов. Например, такой же паром, как у нас. На этомм снимке паром идёт на фоне национальной вершины Норвегии Стетинд. О ней я писал здесь: https://vk.com/egorushkin79?w=wall4267531_8793

Весьма символичный кадр получился.

Кроме того, попался «тяни-толкай» побольше. Это такое судно, которое имеет симметричные обводы по носу и корме и дублированный пост управления в ходовой рубке. Особенно они эффективны на коротких рейсах, где не тратят время и топливо на развороты при швартовке. Наш, к примеру, в Богнесе швартовался кормой. Но у него другие задачи--он выходит на серьзные водные просторы, где встречается с приличным волнением порой.


А у причала встретили длинного, узкого «тяни-толкая», который ждал выгрузки с нашего парома, чтобы захватить желающих перебраться на север. Да-да, в неоторых случаях может возникнуть необходимость пересаживаться с парома на паром.

Шли по морю мы около полутора часов. Даже мало как-то. Но у нас же не морской круиз, а автопутешествие)). Попрощались с хорошими видами и поехали дальше, уже прикидывая места, где бы удачно поставить палатки.

Паром оставил очень хорошее впеатление не только в плане удобства и сервиса, но и как небольшое прилючение, яркую нитку, вплетённую в наше путешествие.


Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!

Станьте первым!