Gangsta_Man
Фатихов Тимур

Ралли в Финляндии, Швеции и Норвегии

0 230 6

Все, что вам нужно знать о ралли в Скандинавии

ПРЕДЫСТОРИЯ

Ралли стало очень популярным в Швеции и Финляндии в 1950-е годы, отчасти благодаря изобретению спецучастков — коротких участков маршрута, преимущественно гравийных в этих странах, вдали от жилья и движения, на которых шёл отдельный отсчёт времени. Эта идея распространилась и на другие страны.

Льежское ралли оставалось одним из самых бескомпромиссных и тяжелых вплоть до 1964 года, к этому времени в него вошли пустынные дороги Югославии и Болгарии, а сложность трассы стала просто нереальной. The Coupe des Alpes продолжалось до 1973 года, когда французские власти решили выбрать Tour de Corse этапом-представителем в Чемпионате мира по ралли.

Что такое WRC?

FIA World Rally Championship (WRC) (Чемпионат Мира по ралли) - это соревнование, где водители на доработанных серийных автомобилях борются против друг друга на самых сложных трассах при самых разнообразных условиях.
Чемпионат был основан в 1973 году и с тех пор охватывает больше 15 стран за сезон, и включает в себя 13 этапов на снежно-лесных, гравийных и асфальтовых горных дорогах.

РАЛЛИ В ФИНЛЯНДИИ

Считаете, что финны − одна из самых медленных и неторопливых наций? Лучше не торопиться с выводами.
Во-первых, уроженцы Суоми чаще всех становились чемпионами мира по скоростному ралли.
Во-вторых, в Финляндии проводятся всемирно известные соревнования по скоростному ралли: Neste Oil Rally Finland и Arctic Lapland Rally.
В-третьих, здесь очень популярны любительские гонки, где может поучаствовать любой желающий.

Neste Oil Rally Finland – ралли мирового класса Впервые ралли Neste Oil Rally Finland состоялось в 1951 году. Правда, тогда это было совсем не такое впечатляющее соревнование, нежели сейчас. Шестьдесят с лишним лет назад в финском ралли участвовали только жители Суоми, а скорости, на которых ездили гонщики, сегодня показались бы нам смешными, они составляли в среднем около 60 км в час. Но уже в начале 70-х годов прошлого века финское ралли вышло на международный уровень , став не просто частью мирового раллийного чемпионата WRC, но и превратившись в один из самых знаменитых и популярных его этапов. Это произошло по двум причинам. Во-первых, из-за высочайшего уровня мастерства финских гонщиков. Именно они становились победителями WRC чаще других − 14 раз. Во-вторых, благодаря уникальной финской природе. Область Ювяскюля в Центральной Финляндии, где традиционно проводится Neste Oil Rally Finland , славится красивейшими ландшафтами, где высокие холмы сменяются пологими дорогами, а за крутыми поворотами открывается что-нибудь примечательное, то лазурное озеро , то цветущая опушка соснового леса, то скалы, то небольшой водопад. Какое это имеет отношение к соревнованиям гонщиков? Дело в том, что крутые повороты делают гонку более сложной и интересной, красивые пейзажи хорошо смотрятся на экране телевизора, а холмы выполняют роль трамплинов, позволяя автомобилям эффектно пролетать десятки метров в воздухе. Так, в 2003 году эстонский гонщик Маррко Мартин на финском ралли установил рекорд по длине прыжка, пролетев 57 метров в воздухе со скоростью 171 км в час. В 2005 году Джиджи Галли установил новый рекорд, прыгнув на 58 метров.

Интересные факты о Neste Oil Rally Finland:

  1. Изначально Neste Oil Rally Finland носило гораздо более поэтичное имя − Ралли Тысячи озер. Но в 2009 году соревнование было переименовано в честь главного спонсора ралли – компании Neste.
  2. В 1981 на финском ралли произошла одна из самых трагических аварий в истории гоночного спорта. На одном из виражей австрийский гонщик Франц Виттман не справился с управлением и врезался в трибуну, с которой за гонкой наблюдали чиновники FIA. В результате аварии погиб Президент Финской Федерации автомобильного спорта Рауль Фалин и еще несколько человек серьезно пострадали. Удивительно, но сам Франц Виттман после инцидента невозмутимо продолжил гонку и даже успешно закончил ее, но в результате все-таки был дисквалифицирован.
  3. Самым знаменитым участком и один из самых известных этапов финского ралли долгое время была трасса Оунинпохья, знаменитая своими крутыми поворотами. Именно на Оунинпохья были установлены рекорды по самым длинным прыжкам на автомобиле с холма, а также рекорды средней скорости на трассе. Увы, в 2009 году это участок был удален из финского ралли по соображениям безопасности.



РАЛЛИ В ШВЕЦИИ

Шведский этап – одна из старейших гонок Чемпионата мира, и пилоты-нескандинавы о победе здесь могли только мечтать. Начиная с 1973 года, когда шведское ралли вошло в календарь Чемпионата мира, и до 2004-го его всегда выигрывали пилоты из Швеции и Финляндии. В 2004-м первым стал Себастьян Лоэб – восходящая звезда мирового ралли. Но он до сих пор недоволен той победой. Ведь триумф Лоэба стал возможным благодаря неприятностям у соперников – сломанному усилителю руля у Маркуса Гронхольма, проблеме с управляемостью авто Петтера Солберга и вылету лидировавшего большую часть гонки Марко Мартина. Именно по этой причине в свое прощальное турне, состоящее из четырех гонок, Себастьян включил Швецию – уж очень ему хотелось чистой скоростью переиграть соперников…

Только на Ралли Швеции разрешено использование узких шин, оснащённых примерно 380 стальными шипами с вольфрамовыми сердечниками. Каждый шип имеет 20 мм в длину и весит 4 г. Он только на 7 мм выступает над протектором, остальное вварено в резину, чтобы обеспечить надёжное крепление.

Узкие шипованные шины размерности 205/65R15 в WRC используются только на Ралли Швеции

Такие шины обеспечивают великолепное сцепление с дорогой, но водителям придётся адаптироваться к их «плавающему» поведению и иным точкам торможения. Когда температура воздуха колеблется около нуля, шипы быстро разрушают снежно-ледяное покрытие и выбрасывают на поверхность дороги грунт. В этих условиях сцепление резко падает.

Другой особенностью являются окружающие дороги высокие сугробы. Водители могут буквально отталкиваться от них, подобно бильярдному шару от борта, направляя автомобиль в поворот на большей чем обычно скорости.

Но в случае оттепели, сугробы размягчаются и могут буквально засосать ударившийся об них автомобиль. В этом случае экипажу не обойтись без снежных лопат или помощи зрителей.

Да, на Ралли Швеции бывают оттепели, но бывают и морозы до -25°. Поэтому при подготовке автомобилей необходимо использовать технические решения, обеспечивающие в этих условиях работу двигателей и трансмиссии с максимальной отдачей. Механикам на морозе приходится работать в толстых перчатках, из-за чего на привычные операции тратится больше времени.

Ралли Швеция может похвастать самым знаменитым трамплином сезона - Colin`s Crest. Рекорд полета несколько лет принадлежал Кену Блоку - в 2011 году он пролетел 37 метров. Но в минувшем сезоне действующий чемпион мира Себастьен Ожье совершил нереальный "прыжок в длину", улетев аж на 41 метр.


РАЛЛИ В НОРВЕГИИ

Впервые в рамках чемпионата мира Ралли Норвегии проводилось в 2007 году. Подобно Ралли Швеции – это полностью снежный этап, один из двух в первенстве.

Однако спецучастки норвежского этапа, расположенные всего в 250 километрах от шведского города Карлштад более узкие и сложные для прохождения. Однако, как и Ралли Швеции, норвежская гонка очень быстра. Однако пилотам следует сдерживать свое рвение к скорости – снежные брустверы хотя и могут служить своего рода опорой для лучшего прохождения поворотов, однако могут сослужить и плохую службу.

Гонщики примут старт в городе Хамар, которые наравне с соседним Лиллихамером принимал у себя большую часть соревнований Зимних Олимпийских Игр 1994 года. Сервисный парк расположен в «Корабле Викингов», красивейшем куполообразном здании в Хамаре, бывшем олимпийском объекте.

В Норвегии, так же как в Финляндии и Швеции, молодые скандинавские гонщики смогут блеснуть своим талантом на местных дорогах.

Здесь впервые были опробованы новые зимние шины Pirelli. На них по-прежнему остаются шипы, однако ширина покрышки такая же, как и у гравийной резины.

К сожалению в Норвегии с WRC всё не так хорошо как в Швеции или Финляндии
В 2007 году в календаре чемпионата мира по ралли появилось новое снежно-ледовое ралли в Норвегии. В 2009 году оно даже заменило шведский этап WRC, после чего… исчезло. Причина банальна - от гонки отказались основные спонсоры в лице местных властей. Они вложили в гонку миллионы норвежских крон, при этом значительную часть составили расходы на инфраструктуру для зрителей - зрительский суперспецучасток, огромные парковки… Но болельщик не ответил взаимностью, и организаторы были вынуждены подсчитывать убытки. Но в Норвегию шведское ралли все же заезжает.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!

Станьте первым!