Iron_Viking
Фатихов Тимур

Шведские танки

0 191 3

Шведские танки были сделаны со скандинавской основательностью. Дорого, качественно, малой серией. Страна, которая в двадцатом веке ни разу не воевала, сумела создать самобытную школу танкостроения. Это рассказ о том, как создавались самые знаменитые шведские машины — от Landsverk до Strv-103.


У шведских конструкторов хорошая репутация. Не важно, что они делают, бензопилы или грузовики, получаются качественные, продуманные механизмы.  Наверное, это черта национального характера. Шведские танки были точно такими же. Страна, которая не воевала последние 100 лет, смогла создать свою собственную школу танкостроения.  

В Первую и Вторую мировую войну Швеция оставалась нейтральной страной и не воевала. Однако к военному делу относилась внимательно.  Танками шведы заинтересовались сразу после их появления, в конце Первой мировой войны.  Сначала они хотели купить машину у создателей нового оружия, англичан.  Британцы назвали цену за свой Mark — 40 тыс. шведских крон.  Это было дорого, и сделка не состоялась. Первый танк шведы купили уже после войны, у немцев. Их самая известная машина времён Первой мировой — это А7V Йозефа Фольмера. Огромный, как передвижной форт.  Танк с самым большим экипажем в истории. Но шведам был нужен другой, который немецкие генералы не оценили.

Фольмер, будучи учёным человеком, прекрасно понимал, что даже для Германии такой танк несколько дороговат. И он параллельно занимался разработкой более лёгкого, дешёвого танка с большим процентом использования автомобильных запчастей. Танк, который получил название LK-2. Вот именно этот танк шведов очень заинтересовал. 

LK-2 обошёлся шведам в два раза дешевле английского "ромба" — 18 тыс. крон.  Швеция купила эти танки в 1921 году в условиях строжайшей секретности.  На то было две причины. Во-первых, они не хотели, чтобы мир узнал, что Швеция действительно купила эти танки у немцев, поэтому в документах они обозначались как детали для тракторов. Что касается второй причины, говорят, что эти танки не планировалось применять против вероятного противника из другой страны. Однако если бы в Швеции произошла революция, то они использовались бы для защиты короля и правительства, так что по этим двум причинам всё хранилось в секрете. Так немецкий LK-2 стал "скандинавом" по имени Stridsvagn fm/21.

На некоторое время военные решили, что этого достаточно. Шведы просто проводили различные учения с этим танком. Пытались понять, что это за зверь и насколько он им нужен. 

Обобщив полученный опыт, в конце 20-х шведские военные сформулировали требования к новому танку. Помимо стандартных пожеланий "пушки побольше и брони потолще", была также учтена шведская специфика — бедная северная страна. Север Швеции — это совершенно дикие места, где кочуют лапландцы на северных оленях. Населения мало, промышленности мало. В стране много лесов, озёр, рек и прочих препятствий, которые трудно преодолевать танкам. Шведам постоянно приходилось помнить, что денег в казне мало. Они не могут построить себе всё, что хотят. Правда, они иногда ещё вспоминали поговорку: "Я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи".  И пытались всё-таки построить вещи дорогие, качественные.

Помимо всего прочего, своя танковая программа означала определённую долю уверенности в завтрашнем дне. Причём, если смотреть на послевоенную Европу, этим занимались все, кроме Германии, которой было нельзя, но Германия тоже этим занималась. 

Так, шведские военные заказали лёгкую машину, не более 12 тонн.  Чтобы её могли выдержать большинство мостов. Танк должен был не только хорошо воевать, но и успевать добраться до поля боя. На то время это было очень жёсткое требование. Ресурс гусениц в 20-е годы был ничтожен. Танки не могли своим ходом преодолевать большие расстояния, всего несколько десятков километров. Решением стало колёсно-гусеничная схема. Когда в бою танк двигается на гусеницах, а по дорогам на колёсах. Именно такой танк представила фирма "Ландсверк". 

L-5 был легко бронирован, вооружён 37-мм орудием и двумя пулемётами. Главная особенность машины — оригинальная ходовая часть. Танк имел нормальный гусеничный ход, но при этом 4 больших колеса. Причём переход с одного движения на другой проходил без лишних усилий экипажа. Для этого была создана специальная система, и происходил он в течении нескольких минут.                        Испытания танк не прошёл, но на его основе были созданы следующие машины — гусеничный L-10 и колёсно-гусеничный L-30

По вооружению и бронированию это был обычный лёгкий танк. Максимум 14 мм брони, пушка 37 мм и спаренный с ней пулемёт. 

Смена хода осуществлялась быстро и без выхода экипажа из танка. По сравнению с танками Кристи это было большим плюсом. Такая система обеспечивала высокую мобильность на гусеничном ходу по бездорожью и высокую скорость — до 75 км/ч — на дорогах. Однако для шведского бюджета L-30 оказался слишком хорош — и дорог. В итоге был построен лишь один прототип. 

Военные предпочли гусеничный L-10 — по шоссе он бегал не так быстро, зато был проще и лучше забронирован. Но их тоже сделали всего три. Это были первые танки разработанные в Швеции. Хотя, строго говоря, шведскими они не были. К их разработке причастны немцы. 

Как уже было сказано, Германия по условиям версальского договора было запрещено разрабатывать танки. Но когда нельзя, но очень хочется — как правило, находятся обходные пути. Немцы из "Крупп" выкупили обанкротившуюся шведскую фирму по производству вагонов и сделали из неё свой танковый филиал. Фирму "Ландсверк". Больше всех для шведского танкостроения сделал немец Отто Меркер.  Это именно танковый конструктор, который заложил основы шведского танкостроения. 

Немцы активно использовали всех возможных соседей, которые давали им кров. В итоге в Голландии экспериментировали с подводными лодками и авиацией. В Советском Союзе и Швеции экспериментировали с танками. 

В начале 30-х Отто Меркер занялся модернизацией L-10. Итогом его работ стал один из лучших лёгких танков тех годов, первый действительно шведский танк — L-60

Он весил всего 9 тонн, был очень удобным для экипажа и стал первым в мире серийным танком с торсионной подвеской. Первоначальная версия поставлялась лишь на экспорт. Два танка приобрела Ирландия, по одному — Австрия и Венгрия. Там на базе L-60  разработали свой собственный танк — 38M Toldi.  На вооружение шведской армии был принят доработанный вариант — Strv m/38.  

Непосредственно перед началом войны у шведов  в распоряжении находятся по чистым ТТХ один из лучших танков мира. Это был самый удачный довоенный шведский танк. Его модификации оставались на вооружении до середины 50-х. L-60 единственный танк шведской разработки, которому пришлось повоевать. Это случилось в Доминиканской республике, во время высадки американцев. Тем не менее, последние из 5 машин этого типа были сняты с вооружения в начале 2000-х. 

"Ландсверки" были превосходными машинами. Однако возможности промышленности по их производству явно отставали от желания шведов поскорее наполнить армию танками. 

Пример соседних Дании и Норвегии, которые были оккупированы Германией, наглядно показал, чего стоит нейтралитет, не подкреплённый силой оружия. 

Проблема Швеции, которая была её же благословением. Её инженеры хорошо работали руками, но этих инженеров было мало, они не могли выпускать технику в больших количествах и они не могли её сделать дешёвой. 

В конце 30-х по шведскому заказу на чешской фирме ЧКД был разработан малый танк (танкетка), принятый на вооружение шведской армии как Strv m/37

Боевая ценность танкетки была невысока, но в качестве учебных машин они прослужили до конца 50-х. Чтобы как можно быстрее увеличить свой танковый парк, шведы купили ещё одну машину ЧКД — LT vz.38. Хотя чешская машина и уступала "ландсверкам",  изготавливать её было проще. 

Так в шведской армии появился Strv m/41 — он же TNH-Sv. От чешского прототипа он отличался установкой радиостанции в башне и двигателем. Strv m/41 стали выводить в резерв в конце 50-х. Однако на этом их служба не закончилась — бережливые шведы использовали ходовую часть старых танков для бронетранспортёров Pbv 301. Ещё одной машиной созданной на базе чешского танка, стала самоходка Sav m/43

1. Strv m/41;    2. Pbv 301;    3. Sav m/43.

Stormartillerivagn — штурмовая артиллерийская машина. Шведы внимательно следили за тем, что происходит на полях сражений Второй мировой, и успешные действия немецких "штурмгешутцев" не остались незамеченными. В неподвижной полуоткрытой рубке шведские конструкторы установили сначала 75-мм пушку, а затем САУ перевооружили на 105-мм гаубицу фирмы "Бофорс".  Всего было построено 36 машин, прослуживших до 70-х.

К 40-м Швеция имела в своём танковом парке два типа вполне современных лёгких танков. Но было ясно, что одними лёгкими машинами обойтись не удастся. В начале 1941 года шведские военные сформулировали требования к более тяжёлой машине: лобовая броня не меньше 55 мм м 75 мм пушка.  Созданный под эти требования конструкторами "ландсверка" танк был принят на вооружение. Его запустили в производство в начале 43-го. 

Увы, во время войны танки совершенствовались быстрее, чем их разрабатывали неторопливые скандинавы. Проект, выглядевший вполне "на уровне" в начале 41-го, безнадёжно устарел к 43-му. 

Слабая "противотанковость" Strv m/42 с его коротким 75 мм орудием стала вполне очевидна практически сразу. Столь же очевидным для шведов был тот факт, что разработка нового танка или хотя бы модернизация имеющегося может затянуться надолго.  А техника, способная эффективно бороться с современными танками потенциальных противников, требовалась прямо сейчас. Шведы сделали то же, что и их коллеги в других странах — создали на готовом шасси противотанковую самоходку. На базу "сорок второго" была поставлена новая длинноствольная 75 мм пушка, толщина лобовой брони — 70 мм. Правда о традиционно хорошей эргономике шведских танков экипажам новых самоходок пришлось забыть.  

Разработка этой самоходки тоже затянулась. Хотя первый прототип был закончен зимой 1943, из-за задержки с разработкой коробки передач серийные Pvkv m/43 начали поставляться армии только в 1946. Выбирать не приходилось — до 53 года "эм сорок третий" оставался фактически единственной машиной, способной хоть как-то бороться с современными танками. 

Сгладить проблему шведам помогла закупка "центурионов". Шведы утыкаются одновременно и в финансовые ограничения, и в определённые промышленные ограничения, и в то, что, будем откровенны, наилучшим образом оружие совершенствуется в ходе войны. Если у Советского Союза, у Великобритании, у Франции, у США, у Германии этот опыт был колоссален — его надо было только переработать и формулировать какие-то требования — то у шведов достаточно долгим оказался период своего рода исканий. Что же им в конечном итоге надо, а надо ли им именно это.

Послевоенная программа доказывает, что любое отсутствие актуальности танковой мысли требованию момента, оно приводит к тому, что проще оказывается купить готовый танк у соседа, чем разрабатывать собственный.  

Но всё-таки шведы по-прежнему старались по возможности опираться на собственные силы. Наиболее реалистичным решением проблемы выглядела идея перевооружения Strv m/42 более мощной артсистемой. Было предложено несколько проектов новой башни — качающийся, по типу французского AMX-13, с автоматом заряжания. Но в итоге всё же остановились на башне классического типа. В качестве орудия была выбрана зенитка Lvkan m/36. Для установки в танк её потребовалось укоротить и оснастить новой противооткатной системой. Модернизация также предусматривала замену двигателя и другие, не такие масштабные изменения. Толщина брони новой башни составляла 20-30 мм. Обновлённую машину назвали Strv-74. Так совпало, что "семьдесятчетвёрки" в армии дослужили как раз до 70-х.

Мир после Второй мировой войны не принёс успокоения в души нейтральных скандинавов. Скорее наоборот, начавшаяся холодная война сделала картину вторжения танковых орд с востока навязчивым кошмаром шведских военных. 

Внезапно оказалось, что на носу вроде как ещё одна война, которая будет вроде как ещё страшнее, чем прошлая, и в этот раз им уж точно достанется. Делать в этих обстоятельствах ничего не оставалось, пришлось изобретать собственный танк. 

В новом танке шведы применили целый ряд оригинальных технических решений. "Сто третий" получил 105 мм пушку с повышенной начальной скоростью снаряда, автомат заряжания, уникальную гидропневматическую подвеску, позволявшую танку "приподниматься", и газовую турбину в качестве основного двигателя (+ вспомогательный дизель). Серийное производство машин началось в 1966 году.

Конструкторы S-Tank хотели построить танк с низким профилем, крепкой лобовой бронёй и мощным орудием. Новобранцы должны были с лёгкостью освоить эту машину и суметь ею управлять. Это были основные идеи данного проекта.

Это был безумный хай-тек по меркам того времени. И шведы в очередной раз доказали, что если делать очень малосерийную и очень дорогую машину, то внезапно получиться машина, которая обгоняет своём время. 

Теоретически Strv-103 мог даже плавать. Система устанавливалась долго и была странной на вид. Над танком поднимался брезент. Получалось похоже на стакан. Или кастрюлю с массивным дном. 

Скорость на плаву достигала 7 км/ч. Механик-водитель управлял машиной, стоя на корме, при помощи тросов. Что-то похожее ранее использовали американцы. 

Шведские танки, возможно, немного странные. Самый необычный из них — это S-tank

Новый танк был оптимизирован под один-единственный вид боя — приподняться над укрытием, быстро отстреляться из засады по наступающей танковой колонне и так же быстро убраться прочь. 

Бой должен был быть очень динамичным, в отличие от боя на других машинах. Противнику было не так просто понять, откуда танк появится в следующий раз. Может быть, там, а может быть, здесь. Такова была тактика: постоянное движение вперёд-назад, занятие укрытий и огонь с различных позиций.  

При всех своих положительных (для шведов) качествах, "сто третий" явно выходил слишком сложным и дорогим, чтобы попасть куда-то, кроме танковых частей. 

Между тем "свои" танки хотела и пехота. В требованиях к новому infanterikanonvagn — пехотной пушечной машине — значились высокая скорость и манёвренность, а также способность бороться с современными танками. Разумеется, при этом пришлось чем-то жертвовать, и на этот раз в жертву была принесена броня — у нового танка её толщина не превышала 20 мм. Зато новая машина имела 90 мм нарезную пушку, развивала скорость до 65 км/ч и даже плавала. 

 

К удивлению многих, наилучшим проектом была признана разработка фирмы HaggLund & Soner, опередившая таких именитых конкурентов, как Ландсверк и Бофорс. Эта фирма не имела опыта создания танков. Конечно, 90 мм пушки в 60-х было уже немного мало. Но с другой стороны, для Ikv-91 основным противником стала бы многочисленная лёгкая бронетехника советских дивизий — БТР, БМП, ПТ-76. Кроме того, шведы рассчитывали, что самые новые и мощные советские танки будут наступать в центральной Европе.  А против старых Т-55 даже Ikv 91 мог удачно выступить. 

В принципе, можно сказать, что это более поздний аналог советского ПТ-76, более удачный, с большим экспортным потенциалом, если бы он, как это водится у хороших шведских изделий, не был таким дорогим. 

Кроме производства серийных машин шведы много экспериментировали. Например, хотели сделать тяжёлый танк наподобие французского АМХ 50. Сделали деревянный макет, и дальше дело не пошло. Параллельно с этим начались разработки самоходных артиллерийских установок. Так появилась одна из самых впечатляющих машин мирового танкостроения — Bandkanon

Это достаточно уникальная система, свои 14 снарядов в магазине она выпускает меньше чем за минуту. То есть фактически это ствольная артиллерия с параметрами реактивной Катюши, системой залпового огня. Новая шведская самоходка создавалась под очень специфические представления шведских военных о характере будущей войны. В условиях сражения с многократно превосходящими силами противника, главным требованием к будущей САУ стала скорострельность. Машина оснащалась контейнером-магазином на 14 снарядов калибра 155 мм. 

У машины была высокая дальность стрельбы, она была очень скорострельная и могла быстро сдать назад и поменять огневую позицию ещё до того, как первый снаряд падал на землю. Экипаж САУ очень любил эту машину, и её по праву можно считать лучшей артиллерийской установкой Швеции. 

Однако за всё хорошее надо платить, и в данном случае платой стали ходовые характеристики. Новую САУ старались унифицировать по шасси со "сто третьим", чтобы облегчить обслуживание. Однако если для танка газотурбинный двигатель планировался изначально, то для самоходки двухдвигательная схема стала вынужденным решением. Турбину поставили для помощи дизелю — Rolls-Royce K60 был экономичен, однако 240 л.с. явно не хватало для самоходки с массой более 50 тонн. Второй двигатель улучшил дело, зато про экономичность пришлось забыть — на одной заправке САУ могла проехать чуть больше 200 км. В конечном итоге это и решило судьбу Bandkanon-ов — в 2003 году их отправили на базы хранения. 

Бкан, или Бандканон, была уникальной в то время, когда её разработали. Отличная дальность стрельбы, автомат заряжания и самостоятельность на поле боя. Всё это делало её особенной. 

Сейчас на вооружении стоят не такие эффектные, но гораздо более дешёвые в эксплуатации системы. Сегодня Швеция отказалась от развития танков собственного производства. Армия перешла на немецкие "Леопарды". Некоторые наработки ещё имеются, их можно реализовать. Но шведского танкостроения сейчас нет. 


Mark — британский тяжелый танк периода Первой мировой войны. Разработан в 1916 году. Первый в истории танк, применённый в боевых действиях (15 сентября 1916 года, Битва на Сомме). Родоначальник семейства британских «ромбовидных» танков.

А7V — (также Sturmpanzerwagen A7V, в буквальном переводе с нем. Штурмовая бронированная машина A7V) — немецкий тяжёлый танк времён Первой мировой войны. Первый серийный танк Германской империи. Выпущен в 1917—1918 годах малой серией в 20 машин. Ограниченно применялся в боевых действиях заключительного периода Первой мировой войны.

Йозеф Фольмер — был немецким автомобильным дизайнером и инженером и пионером в области разработки танков. Как главный конструктор автомобильной секции немецкого военного министерства, он разработал немецкие танки времен Первой мировой войны A7V, K-Wagen, LK I и LK II.

LK-2 — лёгкий танк Германской империи в период Первой мировой войны спроектированный инженерной группой Фольмера. Считается хорошим танком, но конец Первой Мировой войны поставил крест на его производстве. Однако Lk-2 выпускался серийно с 1920 по 1921 (тайно и под видом трактора, так как Германии по Версальскому мирному договору запрещалось иметь танки) и поставлялся на экспорт в Венгрию и Швецию.

KRUPP — «Фри́дрих Крупп АГ» или «АГ Крупп» (нем. «Fríedrich Krupp AG» или нем. «AG Krupp») — крупнейший промышленный концерн в истории Германии, официально созданный в 1860 году. На протяжении своего существования занимался добычей угля, производством стали, артиллерии, военной и сельскохозяйственной техники, текстильного оборудования, автомобилей, судов и локомотивов.

Отто Меркер — был немецким инженером-механиком. Во время Второй мировой войны он был полководцем , генеральный директор по Klöckner-Humboldt-Deutz AG и председатель главного комитета морского строительства в имперском министерстве по вооружению и военной промышленности (RMfRuK). После войны он был генеральным директором Rheinstahl-Hanomag и членом наблюдательного совета группы Rheinstahl .

38M Toldi — венгерский лёгкий танк времён Второй мировой войны. Назван в честь венгерского рыцаря Миклоша Толди, жившего в XIV веке.

ЧКД — (Чешско-мора́вская Ко́лбен-Да́нек) (чеш. ČKD — Českomoravská Kolben-Daněk) — одна из крупнейших и старейших марок в области машиностроения и электротехники в Чехии (бывшей Чехословакии).

LT vz.38 — изначально чехословацкий лёгкий танк конца 1930-х годов, созданный фирмой ЧКД. Более известен под использовавшимся в нацистской Германии обозначением Panzerkampfwagen 38(t) или Pz.Kpfw.38(t), под которым выпускался после оккупации Чехословакии, считаясь на тот момент одним из лучших лёгких танков Вермахта. Принимал активное участие в начальной стадии Второй Мировой войны.

Штурмгешютц — Sturmgeschütz IV (StuG IV, Штурмгешютц IV, Штуг IV) — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны базе танка PzKpfw IV.

Бофорс (швед. Bofors, рус. Бофош ) — шведский металлургический концерн XIX—XX столетий. Был основан в 1873 году. Производил оружие, главным образом зенитные и противотанковые пушки, самолеты, танки, снаряды, порох, станки и различные химикалии. Имел собственные рудники, лесные и земельные угодья.

Версальский договор — важнейший из серии мирных договоров, завершивших Первую мировую войну; документ, подписанный в Версале 28 июня 1919 года, положил конец состоянию войны между Германией и антигерманской коалицией.

AMX 13 — французский лёгкий танк. Разработан в 1946—1949 годах и, неоднократно модернизируясь, производился серийно во Франции с 1952 по 1964 год, и по лицензии в Аргентине на предприятии Astarsa в 1968—1985 годах.

HaggLund & Soner — AB Hägglund & Söner была основана в 1899 году Йоханом Хэгглундом в Гуллангете (Эрншельдсвик, Швеция) как столярная мастерская Йохана Хэгглунда по производству мебели. Компания росла и в 1920-е годы ХХ века годы стала одним из крупнейших производителей мебели в Норрланде, а затем одной из крупнейших инжиниринговых компаний в Швеции, производящих с 1921 года автобусы.

БТР — Бронетранспортёр (броневой транспортёр, БТР) — бронированная транспортно-боевая машина (транспортёр) для транспортировки личного состава (стрелков и тому подобных) мотострелковых (мотопехотных, десантных и так далее) подразделений и их материальных средств к месту выполнения боевой задачи и эвакуации раненых и поражённых с поля боя.

БМП — Боевая машина пехоты, БМП — класс бронированных боевых машин, основным назначением которых является огневая поддержка и транспортировка личного состава отделения стрелков (пехоты) к месту выполнения боевой задачи с возможностью десанта вести огневой бой с машины, повышение его мобильности и защищённости на поле боя в условиях применения противником ядерного оружия и для совместных действий с танками в бою.

ПТ-76 —  советский лёгкий плавающий танк. Танк принят на вооружение в 1951 году. За время серийного производства, с 1951 по 1967 год, неоднократно модернизировался, всего было выпущено 3039 ПТ-76, а также ряд машин на его базе. Танк состоял на вооружении Советской Армии ВС Союза ССР, однако впоследствии был в основном заменён БМП-1. Тем не менее, до 100 танков этого типа по состоянию на 2004 год состояло на вооружении Вооружённых Сил России. Около 2000 ПТ-76 были поставлены на экспорт, в ряд государств, в некоторых из которых он послужил основой для выпуска собственных модернизированных версий. По состоянию на начало 2008 года, всё ещё остаётся на вооружении в ряде государств.

Т-55 — средний танк. Создан на базе танка Т-54. Производился с 1958 по 1979 год. Первый в мире серийный танк, оборудованный автоматической системой противоатомной защиты (ПАЗ) — пионер нового поколения боевых машин, способных вести боевые действия в условиях применения ядерного оружия. Стал первым танком в наличии в войсках, получившим комплекс активной защиты (КАЗ «Дрозд»)[5]. Т-55 и его модификация Т-55А широко экспортировались и находятся на вооружении многих государств мира. В западных источниках Т-54 и Т-55 часто упоминаются как Т-54/55.

AMX-50 — французский опытный средний/тяжёлый танк, разрабатывавшийся в 1945—1958 годах.

САУ — самоходная артиллерийская установка.


Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!

Станьте первым!