Anastasia
Тишунина Анастасия

Фарерские художники: Edward Fuglø

0 2280 18

Баран-мутант в подарок королеве и предвыборная кампания тупиков, метаморфозы яйца и весёлые тролли. Бессвязный бред? Вовсе нет!

Помните, где мы остановились в прошлый раз? Если нет, ничего страшного - освежить воспоминания можно по этой ссылке.

В галерее Listasavn Føroya мы подошли к жутковатой картине Йонсена-Мичинеса "Домой с похорон". Бр-р-р!.. Но на полу перед ней нас встретила вот такая стрелка.

И сейчас станет повеселее, потому что эта стрелка ведёт...

... к остроумному парафразу картины "Домой  с похорон" - "Домой с туристического осмотра" (2011) Эдварда Фуглё. Одну из самых известных работ Мичинеса Фуглё переосмыслил, сделав её героями туристов, которые возвращаются из поездки в Вестманну - известного городка, неподалёку от которого на высоких утёсах над океаном гнездятся тысячи морских птиц. И плывут они на лодке не с тяжкими думами, а с новыми яркими впечатлениями. В инсталляции присутствует рюкзак как обязательный атрибут туристической поездки, а также водонепроницаемые сапоги и плащи - надёжная защита от холодной воды и пронизываюшего ветра. Фигуры туристов в точности повторяют композицию картины Мичинеса. 

Таким необычным ходом кураторы галереи убили сразу нескольких зайцев - нейтрализовали гнетущую атмосферу полотна, показали преемственность поколений фарерских художников и познакомили зрителя с одним из главных героев современного фарерского искусства, работы которого меня совершенно очаровали. Edward Fuglø (род. 1965) - уроженец Клаксвуйка, приколист, весельчак, живописец, график, дизайнер, автор инсталляций, иллюстратор детских книг и просто патриот своей родной культуры (разумеется, в юмористическом ключе).

Как и его предшественник Йонсен-Мичинес, Фуглё получил образование в Копенгагене, где закончил Школу искусств и дизайна. В конце восьмидесятых - середине девяностых, в начале своего творческого пути, он придерживается стилистики экспрессионизма и часто обращается к сюжетам и героям скандинавской мифологии и местных фарерских легенд. Вот, например, ведьма насылает проклятие на драккар.

Rinkusteinar, 1988 *

А тролли занимаются своими обычными тролличьими делами: пьют, веселятся, пляшут и добывают золото.

Trøllanes, 1988

Sita a kjørbreyt, 1988

The Runic Stone, 1997 

В двухтысячных годах Фуглё становится известен за рубежом, его работы всё чаще получают англоязычные названия. Меняется и его стиль: теперь художник больше экспериментирует, использует приёмы многих направлений современного искусства от сюрреализма до поп-арта, порой балансируя на грани абсурда, а его сатирическое и юмористическое дарование разворачивается в полную силу. Но всю эту гремучую смесь жанров и техник он неизменно заправляет местным фарерским колоритом, и всегда чувствуется, что он настоящий патриот своего родного края.

Патриот-юморист, конечно.

Потому что только патриот-юморист может отправить в космос флаг островного государства с населением меньше 50 тысяч человек.

The Seagull Has landed, 2012

Или сделать инсталляцию флага из еды. А нет, это же просто куча разных продуктов... Или нет, подождите, всё-таки флаг...

Nation Building, 2015

Или на полном серьёзе подарить на 70-летие Датской королеве вот такую работу с изображением мутировавшего символа Фарер. Да, это был официальный подарок от парламента островов.

Troll Ram, 2010

Самыми известными, яркими и узнаваемыми, а также широко разошедшимися по Интернету работами Эдварда Фуглё, идею которых он начал разрабатывать ещё в 2001 году, являются забавные в своей серьёзности птицелюди (или челоптицы?), в общем, портреты людей с головами птиц. Все эти морские птицы - представители фарерской фауны: тупики, чайки, бакланы и олуши. Вместе герои этой серии собраны на картине "Островитяне". 

The Islanders, 2009

Эти образы сразу вызывают улыбку за счёт сочетания визуальной простоты и нарочитой официальности, присущей стилистике плакатов. Строгий костюм как символ власти и принадлежности к элите; сдержанная мимика; одухотворённый взгляд, направленный куда-то ввысь, как олицетворение высоких устремлений и волевых моральных качеств полити... э-э-э, то есть, пернатого деятеля. Ну, в самом деле, чем не плакат к предвыборной кампании? "Голосуйте за партию тупиков! Всем избирателям - лосось!"

The Party Animal, 2008

А вот представитель партии чаек получил слово. Прямо слышится, как он хрипло кричит избирателям о жилищной программе: "К 2018 году каждая молодая семья получит собственное гнездо! А к 2020 году - отдельный утёс!"

Wannabe III, 2005

Ну а партии олушей громкие лозунги ни к чему, ведь они одним своим видом олицетворяют стабильность. 

Colony, 2006

Wannabe II, 2005

А иногда даже непонятно, что смешнее: сама картина или её название. Эта работа называется Culture Club, 2005.

Героем другой уморительной серии работ Фуглё стало яйцо (в принципе, птичья тема продолжается). Оно у художника то плывёт на лодке, то путешествует пешком, то примеряет атрибуты мифологических персонажей вроде крыльев Гермеса. Серия, на первый взгляд кажущаяся простым набором смешных картинок, на самом деле является серьёзным философским исследованием, ведь в ней Эдвард Фуглё решает извечный философский вопрос о том, что же было сначала: птица или яйцо? Сначала, как убедительно показывает нам художник, было яйцо. Мама-яйцо. 

Egg Mother, 2011

Egg and Boat,  2009

Egg  with Hermes Wings, 2008

Egg Walk, 2012

Вот такой он, Edward Fuglø - художник, выдумщик, философ и человек. 

* все изображения взяты с официального сайта художника

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!

Станьте первым!