Iron_Viking
Фатихов Тимур

Эресуннский мост — воплощение смелой мечты

0 2441 13

Привет :) Сейчас я расскажу тебе историю о том, как был построен уникальный «ныpяющий» мост между Дaнией и Швeциeй.


Эресуннский мост между Копенгагеном и Мальмё. Идея сухопутной дороги, соединяющей два государства, по которой можно быстро передвигаться без паспортного контроля, и с упрощённой формой таможенного контроля стала реальной благодаря тому, что и Швеция, и Дания состоят в Шенген зоне. Датчане, живущие в столице, проявляют интерес к покупке более дешёвого жилья в шведском Мальмё. Поэтому теперь появилась категория людей, которым необходимо ежедневно ездить в Данию на работу и возвращаться в Швецию — домой.

Проектирование чуда 

История создания проекта Эресуннского моста-тоннеля полна драматических моментов. Датская компания «Диссинг + Вейтлинг» (Dissing & Weitling) взяла на себя самый масштабный европейский проект. Архитектором проекта был назначен Джорж Ротне (George Rothne), а структурным дизайнером – Ове Аруп (Ove Arup & Parents). Буквально с первых дней возникли проблемы, которые не смогли предвидеть конструкторы.

Первоначально проектировщики соединили оба берега, как обычно. Но с датской стороны его высокие опоры (204 м), чередующиеся через каждые 140 м, грозили помешать работе столичного аэропорта Каструп. Инженеры стали обдумывать вариант, чтобы опустить всю конструкцию ниже. Тут возникла другая проблема – он ограничивал бы движение судов по проливу Эресунн.

Тогда решили использовать для его основы остров Сальтхольм. Сразу же встал вопрос: как соединить его с материком. Для этого требовалась автотрасса и железнодорожное полотно, и увеличение территории для начала строительства. Нужно было либо строить автотрассу и железную дорогу, либо увеличивать остров, соединив его с датской стороной. Оба этих варианта были неприемлемы, так как забили тревогу экологи: у берегов Сальтхольма найден редкий вид моллюсков, и строительные работы на дне залива уничтожили бы их ареал обитания.

Стало понятно, что требуется радикальное решение, не имеющее ничего подобного в мировой архитектуре. И оно было найдено. Инженеры-конструкторы просто убрали 4 километра моста под воду, в тоннель. А все желающие могут любоваться сюрреалистической картиной – вантовый мост, исчезающий в водах пролива. Теперь самолёты спокойно идут на посадку, он сохранил высоту пролётов 57 м, и под ним проходят любые виды водного транспорта. Кстати, капитаны кораблей предпочитают проводить свои суда над самим тоннелем.

 С этой целью правительства Дании и Швеции приняли решение о постройке искусственного острова, расположив его южнее Сальтхольма. А в качестве стройматериалов использовался грунт со дна пролива. Тонны обломков скал и породы, которые оказались на поверхности в результате работ по углублению и укреплению дна, нужно было либо утилизировать, либо использовать.

Строительство Эресуннского моста-тоннеля

Начав строительные работы в 1995 г., участники проекта узнали многолетнюю тайну, которую хранило Балтийское море. На дно Эресуннского пролива десятки лет назад, в годы Второй мировой войны, попали 18 боевых снарядов и оставались там до начала стройки. В дне пролива на глубине 9 метров вырыли специальный канал. В него опустили 20 частей из железобетона. Каждый такой фрагмент весил более 50 тысяч тонн. Все части соединили в единый тоннель. По нему провели две огромные трубы для железной дороги, ещё две – для автотрассы, и пятую, которая немного меньше, – для обеспечения безопасности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. И тут не обошлось без проблем — сегмент подземного тоннеля дал серьёзный перекос. Пришлось срочно исправлять непростительную инженерную ошибку. 

Внезапные трудности только мобилизовали всю команду строителей и инженеров, и грандиозная стройка двадцатого века была завершена, причём раньше ожидаемого срока по проекту на 90 дней. Заключительный этап прошёл в конце лета 1999 г. 

Однако дополнительные строительные работы, направленные на улучшение инфраструктуры железнодорожного сообщения, проводились и значительно позже. После запуска Эресуннского моста возникла необходимость расширения железнодорожной развязки, идущей от него. В итоге в городе Мальмё был построен городской тоннель. Его возведение заняло 5 лет и было окончено к 2011 г.


Торжественное открытие Эресуннского моста

Как только строительная компания отрапортовала о готовности моста к использованию, представители монарших семей Швеции и Дании – принцесса Виктория и принц Фредерик провели на нём церемонию встречи, символизируя дружественные отношения этих стран. Но днём рождения Эресуннского чуда стала дата 1 июля 2000 года. Торжественная церемония проходила в присутствии первых официальных лиц обеих стран – королевы Маргреты II и короля Карла XVI Густава.


Почему так назвали

Датчане известны как остроумные шутники. Остров, сотворённый человеческими руками, они назвали Пеберхольм. Перевести это можно как остров-перец. И действительно, его изогнутая форма напоминает стручок перца. А ещё сработала аналогия: если на столе есть соль, значит рядом всегда перец. Народ чутко уловил ассоциацию, потому что ближайший сосед Пеберхольма – естественный остров Сальтхольм. Нетрудно догадаться, что переводится он как остров-соль. Подводный тоннель был назван Дрогден. Это название у моряков известно как проход Дрогден в проливе Зунд – довольно опасное место, где корабль может легко сесть на мель. В противоположность географическому Дрогдену, тоннель обезопасил движение транспорта как под водой (в нём самом), так и на поверхности – для судов.

Сохранение экологии 

Многие опасения «зелёных» по поводу такой масштабной стройки в заливе Эресунн оказались напрасными. Редкие местные моллюски сразу же облюбовали мостовые опоры, и их колония хорошо разрослась. Отказ от эксплуатации острова Сальтхольм сохранил находящийся на нём природный заповедник диких птиц. Известен он тем, что является местом обитания крупнейшей в Европе колонии гаг. Искусственно возведённый остров Пеберхольм стал для экологов биологическим экспериментом. Биологи изолировали его от всяческого вмешательства человека в надежде, что природа своей живительной силой создаст там и флору и фауну. И действительно, уже в 2007 г.учёные из Биологического Общества Лунда внесли в список обитателей Пеберхольма более 400 видов растений. Ещё через три года на нём поселились мыши, более десятка зайцев и 25 видов птиц. Доступ для людей на эти острова строго ограничен законами. Посещать их могут только учёные-биологи в год примерно один раз.

Уникальность Эресуннского моста

Уникальная датско-шведская переправа не имеет аналогов во всём мире. Сложная конструкция совмещённого автомобильно-железнодорожного моста-тоннеля претерпела множество изменений ещё в процессе проектирования. Итогом стал вантовый мост с расположением 4 полос автомагистрали параллельно над двухпутной железной дорогой. Длина его надводной части – 7485 м, равная ½ пути между шведским и датским берегом, а самая большая длина мостового пролёта – 490 м. Его вес составляет 82 тысячи тонн, высота опор – 204 м.

На построенном острове Пеберхольм вантовый мост трансформируется в тоннель, который проходит под проливом, и в длину составляет 4 км. По форме он похож на канал, по которому движение автомобилей и поездов проходит по огромным трубам с транспортными магистралями внутри. Его вес составляет 55 тысяч тонн. Он находится на глубине 9 км. Размеры Пеберхольма – 4 км в длину и 500 м в ширину.

Эресуннский мост-тоннель является длиннейшей совмещённой европейской трассой. Его железнодорожная часть оказалась самым длинным ж/д мостом Европы. Он вошёл в состав автомаршрута Е20, а также является важной транспортной линией Эресуннской железной дороги. Международная трасса Е 20 соединяет европейские страны от Ирландии до России (Санкт-Петербург) и пересекает границы 6 государств. С помощью трёх мостов – Эресуннского, Большого и Малого Бельта континентальная Европа соединилась со всеми скандинавскими странами. Мост-тоннель не только соединил берега двух стран, но и максимально сократил время переезда. Вся поездка по надводной и подводной его частям укладывается в 50 минут на машине, и в 25 минут на скоростном поезде. В 2007 г. по нему проехали около 15 миллионов автомобилистов и почти 10 миллионов пассажирским транспортом.

Ценовая политика

Финансовые затраты за первые 5 лет возведения Эресуннского чуда составили примерно 3,8 млрд. долларов или около 30 млрд. датских крон. В 2006 г. Швеция провела реконструкцию порталов и потратила за 5 лет около 9,5 млрд шведских крон.

Стараясь окупить вложенные финансы, правительство решило поставить высокую цену за его использование. Стоимость для разовой поездки на автомобиле год от года колебалась в районе 40 евро. К 2016 г. цена выросла до 48 евро за автопроезд. Такая цена оказалась очень велика для регулярного движения по нему. Чтобы жители Швеции и Дании стремились ездить по нему, для водителей и пассажиров введена система скидок, позволяющая значительно экономить – платить в 2–3 раза меньше стоимости проезда. Так, 2016 г. автомобилист при однократном пересечении заплатит 48 евро, за автофургон – 96, а мотоциклист проедет за 26 евро. Тем, кто проезжают по нему больше 1 раза в год, пользуются системой BroPass, по которой автомобильная поездка обойдётся всего в 22 евро, а для автофургона – 44. При его пересечении более 16 раз в год выгодно воспользоваться дисконтной программой SmutTurs. Она обеспечивает цену на проезд в личном авто 14 евро, а на мотоцикле – 7. 

Можно воспользоваться услугами шведского пассажирского транспорта: проехать по нему на автобусе или поезде. Стоимость билета на проезд между Копенгагеном и Мальмё составляет минимум 11 евро (50 крон или 210 рублей). По времени путешествие на поезде займёт около 20 минут. В Копенгагене автобус привозит пассажиров прямо в центр города, к центральному вокзалу. Экономисты прогнозируют, что при таких темпах эксплуатации моста-тоннеля, его окупаемость возможна к 2035 году.

Стоимость проезда на 13.06.2020г. с официального сайта Øresundsbro ;)


Эресуннский Мост-тоннель глазами туристов 

Сухопутная дорога для жителей Дании и Швеции – ничто иное как удобный способ транспортного сообщения двух стран. А туристы могут посетить сразу обе, без лишней траты времени на переезд. К тому же, приехав в эти края на отдых, можно получить незабываемые впечатления от удивительных сооружений и сказочной природы.

Наблюдая с высоты птичьего полёта за движением транспорта по нему, взору открывается умопомрачительная картина: громадный мост, с движущимися по нему машинами и поездами, вдруг уходит в морскую пучину и исчезает. Как будто все происходит на другой планете. Иногда кажется, что его просто не достроили, а машины по нему ездят – опять в голове не укладывается.

Вблизи огромный мост представляется гигантским сооружением. У путешественников захватывает дух от осознания гениальности человека и его возможностей. Путешествуя в купе поезда или в салоне автомобиля, создаётся впечатление, что он бесконечен. Двигаясь по сухопутной дороге, не покидает ощущение путешествия по морю – в окнах прекрасные морские пейзажи. А если попытаться определить своё местоположение по навигатору во время движения по тоннелю, то он покажет методичное передвижение по дну Эресуннского залива.

Ночью он очень красиво подсвечен. Не покидает очень романтическое настроение – вокруг горят огни, а внизу плещутся морские волны. Появляется ощущение полной расслабленности и желание продолжать путешествие без конца. 

Создаваемый как средство быстрого пересечения пролива, Эресуннский мост-тоннель стал грандиозным воплощением самой смелой инженерной мысли, настоящим шедевром урбанистической архитектуры.


Название постройки: Эресуннский мост / Oresund Bridge

Авторы:

Архитекторы: Георг Ротне и Ко / Georg Rotne, Jorgen Nissen, Klaus Falbe Hansen, Niels Gimsing

Инженеры: Ove Arup & Partners, Setec, ISC, Gimsing & Madsen

Строители: Hochtief, Skanska, Hojgaard & Schultz, Monberg & Thorsen

Дата постройки: 1995-1999 г.г.

Место нахождения: пролив Эресунн / Зунд; Северное / Балтийское море

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!

Станьте первым!