admin
Fjord

Асатру — неоязыческая религия Исландии

0 1217 6

Асатру — неоязыческое религиозно-мировоззренченское движение, воссозданное на основе сохранившихся первоисточников религии дохристианских скандинавов. Ásatrú можно назвать религией первопоселенцев викингов Исландии. Сейчас Асатру не просто здравствует, а процветает, так как переживает этап возрождения по всему миру. В последнее время религиозные обряды и убеждения исландцев претерпевают изменения. Последние данные из исландских реестров указывают на то, что исландцы продолжают отворачиваться от Национальной церкви. На рубеже веков 89% населения состояло в общине Национальной Церкви. В 2018 год этот показатель снизился до 65,6% и продолжает постепенно снижаться.

Краткий обзор религиозных течений Исландии

В Исландии существует пять крупнейших религиозных общин: четыре христианских и одна языческая. Больше всего членов состоит в Национальной церкви (233 062 человек или 65,6%), Католической церкви (13799 человек или 3,9%), Свободной церкви Рейкьявика (9866 человек или 2,8%), Свободной церкви Хабнарфьордюра (6946 человек или 2%) и Языческой ассоциации (Ásatrúarfélagið) с 4349 (1,2%) членами. Больше в стране льда и пламени нет ни одного вероисповедания число последователей которого составляло бы более 1% от всего населения. Однако в дополнение к пяти крупнейшим общинам существует 47 признанных религиозных конгрегаций (Буддисткие — 1297 членов (0,4%), Мусульманские общины — 687 членов (0,2%) и Бахаи — 357 членов). 8,7% населения предпочитают не относить себя к какой либо духовной общине.

Ásatrú

Нордическая языческая религия продолжает расти и Ásatrúarfélagið самая большая нехристианская община Исландии на данный момент. Количество её приверженцев выросло на 8% в течение первых девяти месяцев 2018 года. В 1000 году Христианство было принято Альтингом в период жёсткой христианизации. Поскольку христианство имело иную морально-правовую основу, отличную от язычества, правители Исландии опасались, что общество разделиться на два лагеря. Это был сложный выбор для членов Альтинга, но в итоге было принято решение о том, что Исландия станет христианской страной, но в то же время допускалось соблюдение языческих традиций и обрядов. 

И вот, спустя 1000 лет, Теперь, древнее нордическое язычество Ásatrú снова возвращается. Конечно, современная Асатру отличается от той, что существовала тысячелетие назад. В чём заключается смысл этой новой языческой религии?

Смыслы и ценности Асатру 

Хильмар Ёрн Хильмарссон — один из руководителей исландского варианта неоязычества (асатру), считает, что это религия уважения и гармонии. Какова бы ни была причина быстрого роста общины Ásatrúarfélag, её члены не ведут никакого агрессивного языческого прозелитизма и агитации. Ни один из прихожан общины не ведёт миссионерскую работу. 

Хильмар Ёрн Хильмарссон 
«Мы не ищем новых членов. Люди приходят к нам, потому что они видят то, что им нравится, они являются свидетелями наших церемоний, будь то свадьба или похороны, и они видят, что это красивые церемонии, и они чувствуют, что Асатру может что-то предложить им». (с) Хильмар Ёрн Хильмарссон

Хильмар Ёрн подчеркивает, что Асатру — это религия мира, терпимости и уважения. 

«Это религия, которая учит вас, как жить в гармонии с окружающим миром и собой, как справляться с различными фазами вашей жизни. Как стать зрелым, а затем — как стареть. Мы отражаем исландское общество и исландские ценности». (с) Хильмар Ёрн Хильмарссон

Среди прочего в Асатру сделаны акценты на на равенство и уважение прав человека, особенно прав ЛГБТ, чем они вызвали гнев некоторых язычников за пределами Исландии.

«Асатру — это не религия, которая почитает мужество, воинственность или кровопролитие, вопреки тому, что некоторые так считают. Наоборот. В Dróttkvæði [древние притчи, сохранившиеся в сагах], много выдумки в которых поэты вставляли эпичные стихи о героических поступках, которые они, возможно, даже не совершали. Но в Поэтической Эдде, на тексты которой опирается Асатру, очень мало хвастливого и напыщенного героизма». (с) Хильмар Ёрн Хильмарссон

Хильмар утверждает, что базу этого ошибочного взгляда на Асатру, как на религию, одержимую прославлением героизма, сражений и крови, можно найти в 19 веке. 

«Это неверное толкование Асатру происходит из-за того, что многие, похоже, рассматривают её через призму немецкого нацизма. В 19 веке немецкие националисты, художники, поэты и композиторы обращались к Поэтической Эдде за вдохновением и вычленили в ней тот вид воинственности, поклонение героям и обожествление воинов, который был созвучен немецкому духу того времени». (с) Хильмар Ёрн Хильмарссон

Хильмар не раз подвергался критике и обвинениям в языческом фундаментализме по причине того, что он объявил, что он не воспринимает истории богов буквально.

«Я сказал, что не верю в одноглазого мужчину, который ездит на восьминогой лошади, а некоторые считают это святотатством. Всегда есть люди, которые хотят, чтобы все было жёстко консервативно. Но Поэтическая Эдда это о том, как меняется жизнь, и как вы готовы реагировать на изменения, которые она приносит». (с) Хильмар Ёрн Хильмарссон

Асатру — религия, которая направляет людей на разных этапах жизни и подчеркивает гармонию и принятие того, что не может быть изменено, смелость расти и изменять то, что можно и нужно изменить в своей жизни, при этом прославляя мудрость, необходимую для того чтобы преодолевать бурные течения жизни. 

Гомофобия и гендер-бендер богов

Конечно все знают, что Один пожертвовал правым глазом, чтобы оживить голову Мимира, которую он отнёс в подземную пещеру у корней мирового дерева Иггдрасиль. Там он мог советоваться с умной головой и пить воду, которая наделяла временной мудростью. А его лошадь, Слейпнир, — дитя бога Локи (он перевоплотился в кобылу) и Свадильфари (жеребеца, принадлежавшего безымянному инеистому великану, который построил стены Асгарда). Это история напоминает нам, что боги могут участвовать в довольно драматичной смене полов.

Другая важная история из Эдды касается Тора — бога грома и воплощения мужественности. Великан Трим украл молот Тора, Мьёльнир, и потребовали руку Фрейи в обмен на молот. Тогда боги решили, что Тору стоит жениться на великане. Поэтому Тор стал невестой и в последствии смог забрать молот.

Хильмар утверждает, что жители эпохи викингов в скандинавских странах, в том числи и в Исландии были свободны от сексуальных предрассудков, которые стала стандартным явлением сегодня среди консерваторов.

«Они основывают свою интерпретацию Асатру по работе Корнелия Тацита "О происхождении германцев и местоположении Германии" —римском трактате, написанном в 70 г. н.э. Германия там была описана специально так, чтобы влиять на политические дебаты в Риме. Тацит изображал германские племена как благородных дикарей, которые могли научить римлян вернуться на путь, который, как он чувствовал, они оставили. Это не должно восприниматься как точное описание того, как германцы исповедуют свою религию, и, безусловно, не описывает то, как поселенцы Исландии исповедовали свою религию спустя примерно 800 лет». (с) Хильмар Ёрн Хильмарссон

В связи с этим у  общины появились довольно ярые оппоненты за пределами Исландии, которые, казалось, рассматривали Исландию как некий северный Рим и искали своего рода папское благословение. Прихожане общины столкнулись с вещами, которые им показались чрезвычайно тревожными, поэтому в итоге они решили прекратить все связи с иностранными группами. Они не хотели принимать участие в экстремистской политике. 

Наступил период затишья, продлившийся до 2015 года. Вскоре в международных СМИ появилось известие о планируемом строительстве языческого храма, и Ásatrúarfélagið снова стал центром международного внимания. 

В результате различных мнений об отношении иностранного общества, храм было решено сделать закрытым не для членов общины. 

Но не всё внимание иностранцев было отрицательным. В общину поступали и письма с поддержкой от иностранных язычников, даже проводились мероприятия в поддержку общины Асатру не на территории Исландии.

Рост приверженцев Ásatrú должен служить напоминанием о том, что вероисповедания и религиозные обряды, а также наше понимание этих обрядов тесно переплетены с более широкими социальными и культурными изменениями. Религия, которую многие европейцы 19-го века рассматривали как милитаристское почтение жестокой, токсичной мужественности и подчинение власти и силе, сегодня привлекает новообращенных именно потому, что ее сегодняшняя позиция является полной противоположностью этим смыслам и ценностям.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!

Станьте первым!